Законопроект в России о криптовалюте. Законопроект по криптовалютам


Правовой статус криптовалюты в Российском законодательстве

Правовой статус криптовалюты в Российском законодательстве

В эру цифровой экономики технологии стремительно развиваются, вовлекая все больше заинтересованных лиц, и такие термины, как Big-data (бигдата), Blockchain (блокчейн), Smartcontract (cмарт-контракт) плотнее входят в нашу жизнь.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание читателей на законодательные ограничения и правовые риски, связанные с оборотом криптовалют (в частности, биткоин).

В настоящей статье мы разберем четыре основных вопроса, которые видятся автору как краеугольные камни в настоящей тематике.

1) КРИПТОВАЛЮТА КАК ДЕНЕЖНЫЙ СУРРОГАТ

Прежде всего, необходимо понять, как действующее законодательство трактует криптовалюту и к каким правоотношениям относит.

Традиционно деньги это средство обмена товара на товар. Все деньги отнесены законодателем к имуществу, при этом наличные деньги - к вещам, а безналичные денежные средства - к иному имуществу.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" к иностранной валюте относятся:

- денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

- средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Криптовалюта не является объектом гражданских прав, так как не указана в ст. 128 ГК РФ, не относится к деньгам, поскольку не указана в ст. 140 ГК РФ, не соответствует ст. 27 Закона о Банке России, в соответствии с которой официальной денежной единицей России является рубль. Указанная норма так же гласит что введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

В Российском праве закреплен закрытый перечень ценных бумаг, поэтому криптовалюту нельзя признать бездокументарной ценной бумагой. Проблематично ее назвать и аналогом ценной бумаги или каким-либо финансовым инструментом, так как у криптовалюты нет эмитента.

Нельзя отнести криптовалюту к имущественным правам, потому что отсутствуют кредитор и должник по какому-либо обязательству. У обладателя криптовалюты нет права требования к кому-либо. Обладатель криптовалюты может передать данный актив третьему лицу либо обменять на другой актив или приобрести что-либо.

Криптовалюта и Биткоин, в частности, не подпадает под определение электронных денежных средств, которое дано в п. 18 ст. 3 ФЗ "О национальной платежной системе", а также не подпадает под определение платежной системы, которое содержится в п. 20 ст. 3 этого же Закона.

Таким образом, криптовалюты с точки зрения правового регулирования не могут быть отнесены ни к российским деньгам, ни к иностранной валюте, являясь своего рода денежным суррогатом.

Но главное, что в Российском законодательстве не закреплены такие понятия, как денежный суррогат, криптовалюта, виртуальная валюта.

С точки зрения уголовного права, денежные суррогаты - это частные средства платежа, номинированные в рублях или иных единицах (могущих быть переведенными в рубли) и имеющие ограниченное хождение в сфере реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.

С точки зрения банковского права, денежный суррогат может быть определен как платежное средство, не отвечающее признакам законного платежного средства и не являющееся специальным законным платежным средством, выпуск в обращение которого запрещен государством и наказуем в соответствии с законодательством.

Стоит отметить что, хотя выпуск суррогатов и запрещен, однако ответственности за это до настоящего времени в Российском законодательстве не установлено.

2) ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

В соответствии с информационным сообщением Росфинмониторинга, размещенным на официальном сайте www.fedsfm.ru, использование криптовалют при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок (операций) к сделкам (операциям), направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Стоит отметить что, операции по криптовалютам носят спекулятивный характер, осуществляются на "виртуальных биржах" и несут высокий риск потери стоимости. Криптовалюта не требует ведения специальной отчетной документации.

В связи с анонимным характером деятельности по выпуску "виртуальных валют" неограниченным кругом субъектов и по их использованию для совершения операций граждане и юридические лица могут быть, в том числе непреднамеренно, вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Банк России предупреждает, что предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену "виртуальных валют" на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В то же время, законодательство Российской Федерации не содержит прямого запрета на проведение физическими и юридическими лицами операций с использованием криптовалюты.

3) НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Как мы уже выяснили, в соответствии с Российским законодательством криптовалюта не является объектом гражданских прав и не относится к деньгам, наиболее подходящие понятие «денежный суррогат».

В этом ключе встает вопрос, возможно ли в настоящий момент налогообложение денежных суррогатов?

Во-первых, многочисленные проблемы порождает анонимность переводов, а также отсутствие отчетности по данным операциям, которую могли бы использовать налоговые органы.

Во-вторых, серьезным вопросом является налогообложение майнинга криптовалюты. Как отмечалось выше, за проведение операций по майнингу криптовалюты (т.е. за подтверждение операций внутри системы) майнеры вознаграждаются соответствующим количеством криптовалюты. При этом получается, что, если в ряде случаев криптовалюта может быть использована как средство платежа, то майнеры получают некий доход.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о обложении операций с использованием биткоина налогом на добавленную стоимость (НДС). В настоящее время именно этот аспект налогообложения вызывает наибольшую сложность. Дело в том, что идентификация биткоина как товара или услуги для целей НДС не в полной мере соответствует особенностям юридической конструкции данного налога и, собственно, специфике биткоина как объекта.

В этом случае хочется обратить внимание на опыт некоторых стран Евросоюза. Так, биткоин отнесен к "контрактным" средствам платежа, выступающим в данном качестве в отношениях между лицами, которые пришли к соглашению рассматривать его таким образом. Согласно директивам ЕС «Об общей системе налога на добавленную стоимость», не подлежат обложению операции с валютой, банкнотами, монетами, используемыми в качестве законного средства платежа. ЕС пришел к выводу, что под действие нормы подпадают также валюта или средства платежа, не являющиеся законными платежными средствами, при условии их использования именно как средства платежа (альтернативы законному средству платежа) и принятия в таком качестве сторонами сделки. Исследовав правовую природу биткоина, ЕС признал его для целей обложения НДС не товарами/услугами, а платежным средством.

Данное решение повлияло на формирование подходов налоговых органов Европейских государств. Так, в сентябре 2016 года Налоговая служба Италии выпустила руководство для бизнеса по вопросам обложения НДС операций с биткоинами, согласно которому сделки с использованием биткоина квалифицированы как услуги, не облагаемые НДС (без права на налоговый вычет). Есть основания полагать, что при определении принципов обложения НДС обоснованно учитывать специфику биткоина как "виртуального товара", который сочетает в себе ряд свойств, характерных для услуг и средств платежа, обусловливающих особенности его налогообложения по сравнению с реальными товарами и услугами.

4) ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ

За криптовалюты можно приобретать реальные товары и оплачивать услуги, что номинально делает их платежным средством. Как мы уже выяснили, в Российской Федерации отсутствует какая-либо правовая база для регулирования платежей, осуществляемых в криптовалютах, а также отсутствует какое-либо правовое регулирование торговых интернет-площадок, он-лайн бирж. В связи с этим все операции с перечислением криптовалюты производятся их владельцами на свой страх и риск; нет возможности отмены транзакции.

Отсутствует возможность обратиться с жалобой к центральному администратору (максимум администратору ресурса, на котором осуществлена операция), а также в суд с заявлениями, например, об отмене (оспаривании) сделки, о возврате некачественного товара и т.п. Поэтому, если плата за товар произведена, но он не был получен покупателем (плательщиком), никто не дает гарантию возврата платежа.

В случае произведения расчетов в криптовалюте (в частности, Биткоин), в отличие от расчетов наличными деньгами и других способов оплаты Биткоин оставляет доказательство, что та или иная транзакция имела место. Все транзакции находятся в открытом доступе, но с учетом анонимности криптовалют установить контрагентов по сделке и доказать между кем была транзакция практически не возможно.

Хочу отметить, что в разных странах мира биткоинами можно оплачивать покупку недвижимости, автомобилей, а в некоторых случаях производятся выплаты заработной платы. Сейчас их уже повсеместно принимают тысячи продавцов по всему миру - это представители мелкого и среднего бизнеса в РФ и зарубежом.

Но в Российской Федерации, осуществляя по сделке оплату криптовалютой, покупатель остается один на один с продавцом и проблемой, которая возникнет, если он столкнется с недобросовестным контрагентом, ине может рассчитывать на помощь и защиту Закона.

ЧТО НАС ЖДЕТ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ

Как мы увидели, в настоящий момент в Российском законодательстве не даны определения криптовалют и не предусмотрена мера ответственности за операции с ними, в законодательствах зарубежных стран эти пробелы понемногу заполняются. Так в ряде стран Европейского союза майнинг и торговля на криптовалютной бирже налогами не облагается, в то же время в США активно обсуждается вопрос применения ставок НДС к операциям по криптовалютами.

Хочется предупредить читателя о грядущих скорых изменениях и в Российском законодательстве.

До настоящего времени позиция правительства Российской Федерации по отношению к этому вопросу непостоянна и изменчива: от радикального «полностью запретить любой оборот и за нарушение применять меры уголовной ответственности» до «разработать льготный налоговый режим и разрешить деятельность в специальных экономических зонах».

На фоне этого, 22 мая 2018 года в Государственной Думме РФ в первом чтении принят законопроект «О цифровых финансовых активах», в котором даны определения, что такое криптовалюта, майнинг,блокчейн и валидация, регулируется выход юридических лиц на ICO. Законодателем подготовлены поправки в Гражданский кодекс РФ, которые вводят понятие «цифровое право». Готовятся поправки в КоАП РФ, который предлагается дополнить соответствующими статьями 14.15.2 - 14.15.3, а в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации" нормативно определить понятие криптовалют и закрепить меру ответственности.

Но не стоит забегать вперед, ведь есть основания полагать, что в последующий чтениях закон буден дополнен и изменен.

В следующих статьях мы с Вами рассмотрим, какие поправки в законы РФ будут внесены и что они значат, более подробно рассмотрим мировой опыт, поговорим о том, можно ли считать криптовалюту «оффшором», и как будут исполнятся решения судов в по ограничению или изъятию криптовалютных активов.

До скорой встречи, уважаемые читатели!

25.05.2018г.

Поликахин Михаил Сергеевич

Юрист МКА «Юрасов Ларин и партнеры»

 

zakon.ru

Криптовалюты узаконят к лету - Парламентская газета

Арбитражный суд Москвы 26 февраля отказался включать криптовалюту в конкурсную массу физического лица — банкрота. Прецедент широко обсуждался в СМИ: по мнению ряда экспертов, поводов для исключения цифровых финансовых активов из имущества должника нет, ведь криптовалюта, безусловно, является активом, который можно реализовать. Суд же опирается на отсутствие законодательно закреплённого статуса криптовалюты. Впрочем, уже к 1 июля 2018 года этот рынок будет легализован. Каким образом? Об этом говорили на заседании Экспертного совета по экономике и предпринимательству при Молодёжном парламенте при Госдуме, который прошёл в пресс-центре «Парламентской газеты».

Центробанк и Минфин разошлись во мнениях

Работа на рынке криптовалют сопряжена с определёнными рисками, а потому государственное регулирование этой сферы необходимо, открыл дискуссию председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Согласно поручению президента Владимира Путина, соответствующие законы должны быть приняты к 1 июля 2018 года.

Сегодня разработаны уже два законопроекта по регулированию технологии блокчейн: Центральный банк подготовил проект закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», Министерство финансов — «О цифровых финансовых активах». Документы устанавливают правовые основы первичного выпуска токенов (ICO) в России и регулируют оборот криптовалюты, осуществление майнинга и проведения ICO. И хотя основные позиции по регулированию цифровых денег уже согласованы, между Банком России и Минфином остаётся ключевое противоречие по обменным операциям с криптовалютами, рассказал Аксаков. «Центральный Банк выступает против легализации этого вида цифровой валюты, поскольку в этом случае граждане могут начать активно вкладывать средства в криптоинструменты, не учитывая возможные риски», — пояснил депутат.

Впрочем, помимо межведомственных противоречий, замечания к обоим документам есть и у Экспертного совета при Молодёжном парламенте при Госдуме. В частности, по законопроекту Центробанка привлекать инвестиции в краудфандинге могут только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Из-за этого некоммерческие организации привлекать инвестиции не смогут, указала старший преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Венера Шайдуллина. Не смогут участвовать в процессе и зарубежные стартапы, которые зарегистрировали филиал на территории России, поскольку такие представительства, согласно Гражданскому кодексу, юридическими лицами не являются.

Венера Шайдуллина. Фото: ПГ / Юрий Инякин

«Инициатива требует существенной доработки. В противном случае закон повлечёт за собой отток инвестиций из страны в связи с установлением жёстких требований как к инвестиционным площадкам, так и инвесторам и ICO-проектам. Кроме того, новая нормативная база не должна содержать в себе жёстких требований и к участникам крипторынка. Не должно быть ограничений по сумме привлекаемых инвестиций, по суммам, вкладываемых инвестором», — рассказала эксперт.

1,1 миллиарда долларов собрали ICO за первые два месяца 2018 года. Всего было осуществлено 48 первичных выпусков токенов.

Что касается законопроекта Минфина, то документ устанавливает, что владельцы цифровых финансовых активов вправе совершать сделки по обмену активов одного вида на другой только через оператора обмена цифровых финансовых активов. «Эта норма запрещает бартерные сделки между юридическими и физическими лицами, предметом которой является обмен криптовалюты. Получается, что инициатива определяет токен и криптовалюту как ценные бумаги», — пояснила старший преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Нина Ефимова. Подобная норма, по словам эксперта, может привести к оттоку инвестиций из России, поскольку большинство стран (те же Швейцария, Австралия, Япония) не запрещают подобные сделки. Поэтому специалисты предлагают закрепить проведение бартерных сделок на основании договоров по гражданскому законодательству.

Законопроекты о цифровых активах внесут в Госдуму в марте

Среди других предложений Экспертного совета — разработка критериев, определяющих промышленный майнинг, рассказал председатель совета Алексей Мостовщиков. «Нужно предоставить возможность заниматься майнингом юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. А физическим лицам позволить входить в пулы, создаваемые юрлицами, либо вести деятельность по добыче криптовалют, не попадающую под критерии промышленного майнинга», — сообщил он. Кроме того, молодые политики предлагают создать контактный центр, в рамках которого уполномоченные органы могли бы осуществлять экспертизу проектов, давать консультации по поводу проведения ICO и оборота цифровых денег. Наконец, эксперты выступают за разработку единого федерального реестра проектов ICO, которые будут соответствовать установленным критериям.

Алексей Мостовщиков. Фото: ПГ / Юрий Инякин

Особое внимание будущие парламентарии уделяют и механизмам господдержки. По их мнению, необходимо субсидирование участия таких проектов на международных выставках, размещение на профильных онлайн-ресурсах, устройство международных площадок для криптоинвесторов. «Нужно подумать и о легальных механизмах приобретения и продажи криптовалют за национальную валюту (условный крипторубль, валидированный реальными рублевыми запасами с нулевой волатильностью относительно курса национальной валюты как иного имущества — прим. «ПГ»)», — добавил Мостовщиков.

Эти и другие предложения Экспертного совета при Молодёжном парламенте при Госдуме будут рассмотрены думским Комитетом по финансовому рынку, заключил Анатолий Аксаков. Тем более что совместная работа с будущими политиками законодателям не в новинку. Сейчас к внесению в Госдуму, к примеру, готовится законопроект о безотзывном вкладе для ипотеки, который Анатолий Аксаков разрабатывал вместе с членами Молодёжной палаты. Документ предполагает, что граждане будут накапливать средства для первоначального взноса на банковском вкладе, а потом получать ипотечный кредит по льготной ставке в этой же кредитной организации.

Что же касается дискуссии по совершенствованию законодательства о криптовалютах, то она, по словам депутата, продолжится уже на площадке Государственной Думы. Анатолий Аксаков подчеркнул, что оба законопроекта, регулирующие цифровые финансовые активы, будут внесены на рассмотрение палаты в марте.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен

www.pnp.ru

Проект закона о криптовалюте в России |7CN

В России криптовалюта является неузаконенной. В отличие от ряда других стран, в которых во второй половине 2017 года был установлен её правовой статус. Но в ближайшее время планируется разработка нормативных актов о цифровой валюте и в нашем государстве.

Законопроект о цифровых деньгах и праве

В середине весны 2018 в Госдуме РФ был вынесен проект ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», что должно стать базой для управления правовыми отношениями в актуальной области - цифровой экономике.

Главными задачами законопроекта является введение в Гражданском кодексе некоторых фундаментальных основ, на базе которых будет происходить регулирование криптовалютного рынка, а также обеспечение безопасности его участников.

Законопроект об электронных валютах

Весной 2018 года в Государственную думу РФ был внесён законопроект «О цифровых финансовых активах». Он призван регулировать статус и способы функционирования электронных денег на территории государства. Руководителем данного процесса выступил Анатолий Аксаков - глава комитета по финансовому рынку.

Главные тезисы законопроекта:

1. Согласно ему токены являются цифровыми финансовыми активами, однако, несмотря на это, не имеют узаконенного статуса средства осуществления платежей.

2. Существует возможность обмена цифровых активов на реальные деньги для юридических лиц, имеющих для этого необходимые полномочия, которые отражены в законах «О рынке ценных бумах» и «Об организованных торгах».

3. Криптовалютные процедуры планируется осуществлять посредством электронных транзакций и записей. Документ включает эти определения, а также: "реестр цифровых транзакций" и "распределённый реестр цифровых транзакций". Совершать в нём необходимые операции можно с применением электронного кошелька.

4. Доступ к кошельку возможен исключительно посредством проведения процедуры распознавания истинного владельца. Это ликвидирует случаи возможного мошенничества.

5. Документ содержит понятие «валидатор». Оно означает человека, который осуществляет валидацию - подтверждение истинности записей в распределённом реестре.

6. Здесь также встречается понятие «майнинг», означающее добычу цифровой валюты. Она может считаться бизнесом. Это происходит тогда, когда потенциальный предприниматель использует втрое больше нормы электроэнергии, установленной Правительством РФ.

Продажа криптовалюты.

Отдельного внимания требуют статьи законопроекта, в которых затрагивается тема продажи цифровых монет. Они гласят о том, что:

  • Токены и криптовалюты имеют принципиальное различие, ведь первые производятся единой организацией, а вторые получаются посредством майнинга многих пользователей.
  • При первичном предложении (ICO) монеты можно будет покупать как профессиональным инвесторам, так и рядовым пользователям. ЦБ РФ установит максимальный порог суммы, которую можно получить одним человеком.
  • Согласно данному законопроекту определяется процедура осуществления первичного предложения электронных монет. Это будет регламентироваться публичной офертой и специальным меморандумом, содержащими информацию о предприятии и условиях сделки.
  • Для предотвращения возможного отмывания денежных средств через ICO в документ следует внести сведения о бенефициарном обладателе эмитента.
  • Процедуры, которые проходят в рамках ICO, закрепляются посредством использования смарт-контрактов.
  • Смарт-контракт согласно законопроекту – это правовой договор в цифровом виде.

Целостного и структурированного законодательства в области криптовалют нет ни в одном государстве. Обозначить чёткие границы регулирования операций с цифровыми средствами практически не представляется возможным. Это обуславливает неоднократные будущие доработки и дополнения в законопроекте.

7cn.ru


Смотрите также