Закон и порядок: разбираемся в инициативах от государства. Регулирование криптовалют в россии


Регулирование рынка криптовалют в России

Проекты на базе технологии Blockchain способствуют активному развитию информационных технологий во всем мире. На наших глазах энтузиасты пытаются создать аналоги банковской системы или даже более перспективные, справедливые платформы для денежного обмена между людьми. Появляются децентрализованные платформы с высоким уровнем защиты персональных данных.

Выгода крипто-платформ заключается в анонимности и отсутствии привязки к государству. Если вы, к примеру, из России, то и в США, и на Кипре сможете рассчитаться Биткоинами – это не проблема. Каждая криптовалюта удивляет по-своему и никто не знает, какая из них обойдет Биткоин по популярности, но рано или поздно это все равно произойдет.

Такие страны, как Сальвадор, Индонезия, Вьетнам, Китай и Южная Корея (в некоторых аспектах) ущемляют крипто-индустрию. К примеру, в январе этого года Китай запретил майнинг криптовалют, хотя катастрофического расхода электричества не было и в помине. Вопрос скорее политический – это желание властей держать людей под жестким контролем, не давая возможности зарабатывать самостоятельно. Но сегодня мы поговорим не о Китае, а о России. РФ не запрещает криптовалюты и даже внедряет блокчейн-технологии в государственный аппарат.

Новый законопроект Минфина РФ

Хорошие новости заключается в том, что Минфин России не будет запрещать на территории страны ни майнинг, ни ICO-проекты, ни криптовалюту как таковую. Каждый может хранить деньги в той криптовалюте, которую посчитает наиболее выгодной. Главная цель Минфина – предоставить возможность гражданам самостоятельно защититься от роста цен и снижения стоимости российского рубля.

Novyj zakonoproekt Minfina RF

Минфин особое внимание уделил ICO-проектам. Это высокорисковый инструмент, позволяющий заработать деньги купив монеты компании по максимально низкой цене, например, на пресейле или pre-ICO. В сфере ICO могут быть наложены ограничений. Россиянин не сможет купить монеты какого-либо проекта на сумму свыше 50 000 рублей. Это оправдано, так как есть люди с деньгами, но без экономического образования или финансовой грамотности.

Неквалифицированные инвесторы, не обладающие финансовой грамотностью могут стать жертвами мошенничества, поэтому каждый человек в РФ должен обучиться и лишь тогда вкладывать средства в какой-либо стартап. Большая часть перспективных стартапов открывается за пределами России, поэтому привлечь к ответственности создателей таких проектов невозможно.

Другие новости

25 января депутат Курбанов внес законопроект о национальной системе распределенного майнинга. Он также предполагает создание криптовалютного рубля. Анатолик Аскаков заявил о необходимости создания закона, который бы препятствовал налогообложению майнеров и людей, пользующихся криптовалютами.

 

Обложить налогом криптовалютчиков практически невозможно, разве что кому-то придет в голову самостоятельно заполнить декларацию и стать полурабом. Доходы с рынка криптовалют никто не видит, средства находятся в виртуальных монетах и об их наличии не знает никто кроме держателя токенов.

Правительство РФ может начать охотиться за мелкими майнерами, которые не смогут позволить себе нанять хорошего адвоката. Разумеется, для этого будет использоваться кагорный анализ расхода электричества и интернет-трафика пользователей. Это неприятная новость, но далеко не факт, что такой законопроект будет действительно принят.

Чего ожидать от правительства РФ?

Если сравнить действия Китая с новыми законопроектами России, то закон о контроле и охоте за мелкими майнерами выглядит довольно либерально. Правительство РФ не запрещает копать монеты, а лишь пытается регламентировать процесс добычи и поставить майнеров на учет.

 

Появление законопроекта – это первый этап на пути к легализации криптовалют, но все-таки здесь есть определенные ограничения. Проект пока находится в сыром состоянии, пока что он не дошел даже до первого чтения.

Смешно и печально, но депутаты плохо разбираются в терминологии, делают ошибки, путают майнинг и смарт-контракты, поэтому вполне вероятно, что этот год пройдет отлично, как для крупных, так и для мелких копателей. Законопроект послужит исключительно с целью привлечения инвестиций, но это не совсем правильно, ведь люди также должны зарабатывать, а для этого потребуется добывать криптовалюту, чтобы было что инвестировать в крипто-проекты в будущем.

Заключение

Неизвестно каковы будут санкции, если поймают человека, занимающегося майнингом или криптовалютным трейдингом. Вполне вероятно, что журналисты пытаются высосать очередную желтую утку из пальца и по факту законодательство полностью урегулирует вопрос с криптовалютами. Обратите внимание, их никто не запрещает, а это говорит о многом.

Некоторые криптовалютчики считают, что токены попросту уйдут из России, так как крупным инвесторам не будет выгодно оставаться в государстве, которое пытается ущемить возможность заработать себе на хлеб. Но никто не задает вопрос, а кто и как узнает, что у пользователя на Биткоин-кошельке хранится 100 BTC, а 1 000 BTC. Если он никому не будет рассказывать об этом, никто и не узнает, а значит и налоги платить также не придется.

coinmania.com

Назад в реальность. Каким будет регулирование криптовалют в России | Финансы и инвестиции

За прошедший год ICO (по крайней мере в Москве) оформилось в полноценную городскую легенду. Высокотехнологичный нарратив про не очень понятные инновации успешно модернизировал и подогнал под современные реалии традиционную сказку с хеппи-эндом: все смогут заработать миллионы, перепрыгнув из сырьевой экономики сразу в постиндустриальное общество, а также скрыться от назойливого государственного регулирования и избавить себя от лишних трат на юристов, аудиторов и прочих специалистов, тормозящих бизнес-процессы.

С небес на землю

Если же отбросить сказочный элемент из этой истории, то придется признать, что в конечном счете операции с «криптой» направлены на приобретение вполне традиционных имущественных благ (недвижимости, акций, слитков золота, билетов на самолет) либо вообще на получение банальных фиатных денег или электронных денежных средств для конкретных лиц.

Такая постановка вопроса неизбежна, и она переводит разговор о «крипте» в реальную и достаточно традиционную плоскость. Придется иметь дело с финансовыми регуляторами, налоговыми инспекторами и, при негативном развитии событий, с представителями правоохранительных органов. А тут уже не обойтись без юристов, аудиторов, банкиров и прочих консультантов, на которых бизнес порой очень хочет сэкономить.

В реальном мире «крипта» часто оказывается, по сути, разновидностью электронных денежных средств (таких как, например, «Яндекс.Деньги»). Как следствие, под проекты с такими активами нужно получать лицензии в одной или нескольких юрисдикциях, выполнять требования по идентификации покупателей и продавцов в рамках противодействия отмыванию денег, резервировать денежные средства под конвертацию «крипты» в фиатные деньги и так далее.

Другой сценарий: криптовалюта с легкой руки американской Комиссии по ценным бумагам и других регуляторов может оказаться вполне традиционным финансовым инструментом (инвестиционным контрактом, ценной бумагой и так далее). Поставленный на широкую ногу криптопроект при таком сценарии может повлечь необходимость как минимум регистрации публичной компании и публикации проспекта эмиссии.

Можно попробовать структурировать криптовалюту как своеобразную компьютерную игру или бонусную программу, но тогда придется подумать и о защите прав потребителей, и о законодательстве о рекламе. Нужно будет и проработать вопрос о налогах, например, об НДС с электронных услуг и «налоге на Google».

Не стоит надеяться на то, что можно будет долго запутывать регуляторов и налоговых инспекторов высокотехнологичной терминологией и уходить от сути вопроса. В США и ЕС смотрят на криптовалюту вполне прагматично, если не сказать — строго.

Так, даже вполне демократичная кипрская Комиссия по ценным бумагам еще в октябре 2017 года заявила, что хотя цифровые активы сейчас не регулируются, предлагать их простым розничным инвесторам — не самая хорошая идея. Распространитель «крипты» должен раскрыть методики расчета цен и котировок, а также предупредить покупателя, что тот должен быть готов потерять все свои инвестиции, жаловаться будет некому и защиты или компенсаций ждать не стоит.

Регуляторы Гонконга и Сингапура также высказались по этой теме еще в августе и сентябре 2017 года, призвав организаторов проектов с криптовалютой максимально раскрывать все риски, а потенциальных инвесторов и клиентов — здраво эти риски оценивать. Думается, что точное исполнение таких рекомендаций регуляторов или сведет криптопроекты к масштабам небольшого краудфандинга, или превратит их в инструмент для «суперквалифицированных» инвесторов.

По общему правилу

С учетом того, что в этот раз законодатели из Госдумы сориентировались примерно за год, очередные регуляторные инициативы должны последовать скоро. Российские регуляторы, похоже, стремятся соответствовать международным трендам и скорее всего возьмут на вооружение наработки своих зарубежных коллег.

Поскольку почти любой криптопроект так или иначе включает в себя операции с фиатными деньгами (например, при покупке, продаже и обмене цифровых активов), нужно обратить внимание на одну интересную тенденцию: сейчас фактически сложилась ситуация, когда оборот «крипты» регулируется или ограничивается через банки.

Открывая счета для тех или иных операций с фиатными деньгами в рамках криптопроекта, нужно определить перечень задействованных юрисдикций, убедить соответствующий банк в законности операций и, согласно требованиям и рекомендациям регуляторов в этих юрисдикциях, объяснить, как будет соблюдаться законодательство о предотвращении отмывания денег. Таким образом, на банки опосредованно возложена обязанность проверки любого проекта, связанного с «криптой», в том числе и ICO.

На этом фоне некоторые первопроходцы ICО и иных криптопроектов оказались в интересном положении. Первые проекты планировались и проводились под лозунгом «Это все новое, высокотехнологичное и вообще никак не регулируется». Сейчас законодатели и регуляторы активно формулируют свои требования к криптовалютной отрасли.

Возникает вопрос: возможно ли переделать уже запущенные проекты под эти требования? Иначе получится, что гипотетические миллионы в «крипте» собраны, успех задекларирован, а по сути, все это только красивые цифры в виртуальном облаке, за которые купить реальные вещи довольно трудно.

В итоге нужно быть готовыми к признанию «крипты» и используемых в криптопроектах инструментов банальными объектами товарно-денежных отношений наряду с ценными бумагами, деньгами, машинами. В частности, надо согласиться с тем, что возможности получения сверхприбылей при ловле рыбы в мутной воде быстро сходят на нет. Задачи текущего момента: посмотреть на ситуацию здраво, закрепить достигнутые успехи, подумать о фиксации полученной прибыли (возможно, даже и в фиатных деньгах на счету в надежном банке) и подготовиться к новым инициативам регуляторов и законодателей.

www.forbes.ru

Правовое регулирование криптовалюты в 2018

Если 2017 год был годом ICO, то 2018, похоже, суждено стать годом урегулирования криптовалют, пишут Bitcoin Magazine. Процесс уже запущен, поскольку правительства стран по всему миру столкнулись с криптовалютами и пытаются определиться с отношением к ним. Некоторые приветствуют их появление, другие их опасаются. Некоторые страны настроены откровенно враждебно. Вот краткий обзор того, как 15 государств из различных регионов подходят к вопросу о регулировании криптовалют.

США

На момент создания статьи в Соединенных Штатах нет однозначного мнения о том, в каком направлении должна двигаться работа над законодательством о регуляции криптовалют. Единогласно озвучивается лишь тот факт, что нормы регуляции должны быть разработаны в ближайшее время. Комиссия по ценным бумагам и биржам предупредила инвесторов о рисках, связанных с вложениями в криптовалюту, остановила несколько ICO и упомянула о необходимости большего регулирования цифровых валют.

Комиссия по торговле товарными фьючерсами оказалась первым в США регулятором, позволившим публичную торговлю криптовалютами, а затем организовала ряд встреч для того, чтобы обсудить возможность изменения правил для работы с производными криптовалют (одна из встреч была отложена из-за временного приостановления работы федерального правительства).

Министр финансов США Стив Мнучин указал на то, что бумажные деньги предпочтительнее криптовалют. Выступая 12 января 2018 года на встрече Экономического клуба Вашингтона, Мнучин сообщил присутствующим о том, что он и представители других регулирующих органов изучают возможность использования цифровых валют для отмывания средств. Затем министр объявил, что Совет по надзору за финансовой стабильностью создал рабочую группу для изучения рынка криптовалют. Он выразил надежду на совместную работу с G20 над тем, чтобы не допустить превращения биткоина в цифровой эквивалент «счета в швейцарском банке».

Защищая свою позицию на Всемирном экономическом форуме 25 января 2018 года, Мнучин пояснил, что для него первоочередной задачей в отношении криптовалют было «убедиться в том, что они не используются для противоправной деятельности».

26 января 2018 года после посещения Китая, Южной Кореи и Японии тезисы министра финансов США повторила его заместительница Сигал Манделькер. На пресс-конференции в Токио она выразила одобрение политики трех азиатских государств в отношении криптовалют (местные правительства контролируют торговлю на этом рынке), заявив, что США глубоко уверены в необходимости подобной регуляции во всем мире.

Стоит отметить, что у инвесторов не из США могут возникнуть сомнения относительно законодательных норм, введенных на уровне отдельных штатов. Если США будут расценивать криптовалюты именно как денежные средства, то более вероятно, что федеральное правительство и регулирующие органы отменят действие локальных норм. Но если криптовалюты будут рассматриваться как ценные бумаги (Комиссия по ценным бумагам и биржам еще не окончательно прояснила этот момент), то на монеты, а в особенности на ICO, будет распространяться действие так называемых законов «голубого неба» (blue sky laws), различающихся от штата к штату.

Канада

Агентство по защите прав потребителей финансовых услуг Канады не признает криптовалюты «легальным платежным средством», под это понятие подпадают исключительно канадские банкноты и монеты. Регулирование криптовалют в истинно северном государстве вовсе не так сурово, как можно было бы ожидать. По факту в этом списке Канада, видимо, является государством с самыми прозрачными и понятными законами, касающимися индустрии криптовалют (за исключением Швейцарии, которая стремится стать «крипто-нацией»).

После недель слушаний, в которых рассматривались и показания таких экспертов, как Андреас Антонопулос, парламент Канады принял законопроект C-31. Этот документ от 19 июня 2014 года стал первым национальным законом о цифровых валютах в мире. Правительство с того момента продолжает корректировать законодательные нормы: 24 августа 2017 года Канадские комиссии по регулированию рынка ценных бумаг опубликовали нормативное уведомление, подтверждающее «потенциальную применимость канадских законов о ценных бумагах к криповалютам и связанным с ними рыночным или торговым операциям, а также предоставлении участникам рынка руководства по анализу этих требований». Если вам нужна понятная и краткая интерпретация этого уведомления, просмотрите эту статью.

25 января 2018 года Стивен Полоз, глава Центрального банка Канады, заявил, что он не одобряет название «криптовалюты», поскольку они действительно «крипто», но при этом не «валюты». По словам чиновника, такие монеты по характеристикам больше похожи не на активы, а на ценные бумаги. Полоз считает, что у криптовалют вроде биткоина нет внутренней ценности, а потому они не могут быть проанализированы как активы. По его мнению, криптовалюты — это по сути азартная игра или спекуляция.

Следует отметить, что Канада в качестве участника Североамериканской ассоциации администраторов по обеспечению безопасности компьютерных сетей присоединилась к выпущенной организацией «директиве-предостережению», в которой говорится о рисках, связанных с криптовалютами; представители каждой провинции государства согласились с существованием «высокого риска мошенничества».

Венесуэла

Венесуэла не относится к крупным мировым экономикам, граждане государства не составляют значительной части сообщества инвесторов в криптовалюты. Тем не менее, позиция руководства страны относительно регулирования криптовалют заслуживает внимания, поскольку правительство (при авторитарном режиме Николаса Мадуро) стремится добиться смягчения экономических санкций, введенных против Венесуэлы. Государство заявило о создании собственной «нефтяной» криптовалюты под названием «petro».

При Мадуро страну годами раздирали конфликты между оппозиционными партиями и правительство, постоянно происходили протестные акции. Начиная с 2017 года Венесуэла, похоже, искала возможности запретить криптовалюты, поскольку местная денежная единица боливар практически не имела ценности. Еще совсем недавно (13 декабря 2017 года) правительство Мадуро пыталось ввести регуляцию добычи криптовалют: новоиспеченный руководитель направления криптовалютных операций Венесуэлы Карлос Варгас объявил о создании подробного реестра, в который должны быть внесены все майнеры в стране.

Венесуэла, чьи бумажные деньги стоят дешево и на которую усиливается давление санкций США, после одобренного правительством (типично авторитарным) выпуска криптовалюты может стать одной из самых передовых стран в мире в отношении регулирования оборота криптовалют (даже если продолжит продавать только нефть).

Япония

Япония не слишком либеральна в части регулирования цифровых валют. Она просто выиграла в борьбе за все лучшее, что есть в азиатской индустрии криптовалют, поскольку условия в Китае и Южной Корее враждебны или неоднозначны. Независимо от того, разрешит или нет Япония выступления J-pop-группе, чьи песни посвящены тематике криптовалют, правительство страны однозначно больше расположено к криптовалютам, чем азиатские соседи.

Однако недавние события, возможно, поумерили энтузиазм Японии в отношении цифровых валют. Взлом японской биржи 26 января 2018 года, который привел к потере монет NEM на сумму в $530 миллионов, вызвал негативную реакцию со стороны сообщества и привлек пристальное внимание Управления по финансовому регулированию и надзору.

Китай

Китай предпринимает все более активные действия для ограничения всех операций с криптовалютой. Начав с запрета ICO, Китай продолжил блокировкой банковских счетов обменных бирж, вытеснением майнеров биткоина и общенациональной блокировкой онлайн- и мобильного доступа ко всем ресурсам, связанным с торговлей криптовалютами. Китайская Народная Республика, вероятно, является самым строгим регулятором криптовалютных операций среди крупных экономик. Странно, что при этом китайские майнеры биткоина составляют более 50 процентов всего сообщества, а уровень внедрения криптовалюты в Китае растет быстрее, чем в любой другой стране.

Несмотря на строгость регулирования в КНР, находящейся под управлением Си Цзиньпина, у этих норм есть свой контекст: в последнее время руководство государство было сосредоточено на прекращении оттока капитала и борьбе с коррупцией.

Южная Корея

С чего начать тему урегулирования сферы цифровых валют в Южной Корее? Раньше эта страна обладала значительным присутствием в индустрии, изначально она считалась государством, где преследуемые с конца прошлого года майнеры из Китая смогут найти убежище. Однако в январе 2018 года между высшими должностными лицами Южной Кореи возникли разногласия в отношении дальнейших действий по регуляции индустрии криптовалют. Последовали заявления, пояснения, вбросы дезинформации и, в конце концов, частичное введение регуляции. Неопределенность и потенциальные негативные последствия от регуляции уже были упомянуты как причины роста продаж криптовалют в Красный вторник и 30 января 2018 года. Перед этим официальные лица Южной Кореи ввели в действие закон от 23 января 2018 года, запрещающий торговлю криптовалютами с анонимных аккаунтов.

Мало того, что правительство, менее года назад отстранившее от власти действующего президента — драматизма ситуации добавили внешние регуляторы. Действиям Южной Кореи по внедрению регулирования помешало Контрольно-финансовое управление Нью-Йорка, сообщившее, что власти 26 января 2018 года запрашивали информацию о счетах, связанных с торговыми операциями с криптовалютами, у шести коммерческих банков с подразделениями в этом штате.

Сингапур

До недавнего времени регуляция криптовалют в финансовом и банковом центре Азии оставалась относительно слабой (по сравнению с ситуацией в соседних государствах). Валютное управление Сингапура, как и многие финансовые регуляторы, предупреждало о риске спекуляций на рынке цифровых валют во время максимума цен на биткоин (в декабре 2017 года). В том же месяце в Сингапурском Международном Коммерческом Суде рассматривалось дело о споре о торговле биткоинами, что, похоже, легитимизировало такие экономические процессы.

9 января 2018 года Тарман Шанмугаратнам, заместитель премьер-министра Сингапура, заявил, что законы государства не усматривают разницы между сделками, проведенными с использованием твердых валют, криптовалют и любых других новых вариантов передачи ценности.

Руководитель финтех подразделения Валютного управления Сингапура Сопненду Моханти 24 января 2018 года упоминал, что на данный момент он не рассматривает возможности финансового кризиса биткоина, подобного ситуации с Lehman Brothers. Он также добавил, что существуют весомые признаки того, что регуляторы начинают серьезно относиться к всему рынку цифровых валют.

Также Моханти заявил о том, что регуляторам нужно будет реализовать защиту потребителей в сфере торговли цифровыми валютами, подобными биткоину, чтобы их стоимость продолжала расти. Хотя официальных заявлений Валютного управления Сингапура еще не было, можно говорить о том, что взлом японской обменной биржи Coincheck 26 января 2018 года, в результате которого был нанесен ущерб на сумму в $530 миллионов, был направлен против сингапурской монеты NEM.

Индия

Индия, которая когда-то рассматривалась как перспективная и дружелюбная по отношению к криптовалютам страна, в 2018 году начала политику давления на рынок цифровых валют. Индия, вводящая жесткие регулировки, опасается того же, что и другие упомянутые государства, ограничивающие рынок цифровых валют: отмывания денег, роста незаконной деятельности, спонсирования терроризма, уклонения от уплаты налогов и так далее. Граждане, пользующиеся наличными, сталкиваются с суровыми ограничениями, но в то же время участники локальной индустрии криптовалют не верят, что Индия сможет «запретить» цифровые валюты посредством введения новых правил, как это было сделано в Китае.

Австралия

После финансового скандала вокруг Австралийского банка Содружества, случившегося в августе 2017 года, правительство стремилось идти по стопам Японии, совершенствуя законы о борьбе с отмыванием денежных средств и пытаясь регулировать рынок криптовалют. Этот подход отличается от ситуации в 2015 году: тогда австралийское правительство в отношении цифровых валют придерживалось политики невмешательства. Тем не менее, отсутствие четкого регулирования, видимо, негативно сказалось на ситуации в стране: в конце 2017 года австралийские брокеры, работающие с криптовалютами, замораживали счета в австралийской национальной валюте. В том же декабре 2017 года Австралийское налоговое управление намекало на то, каким образом в дальнейшем может осуществляться регулирование. Руководство институции заявляло, что с точки зрения законодательства транзакции с биткоинами сравнимы с бартерной договоренностью (с теми же налоговыми последствиями). Институция не считает биткоины ни денежными средствами, ни зарубежной валютой, а предложение монет не рассматривается как финансовое предложение услуг или товаров (с точки зрения налогообложения GST). Биткоин облагается налогом на прирост капитала (CGT) как ценный актив.

Однако в правительстве Австралии у цифровых валют есть сторонники: в августе 2017 года сенаторы обеих лидирующих групп (лейбористской партии и правящей коалиции) призвали Резервный банк Австралии принимать криптовалюты как официальные платежные средства. Таким образом, будущие формы криптовалютного регулирования остаются неопределенными, но потенциально расцениваются как благоприятные для индустрии.

Соединенное Королевство / Европейский союз

Хотя в результате Brexit расставание Соединенного Королевста и ЕС запланировано на март 2019 года, относительно регулирования криптовалют позиции государства и союза совпадают. 4 декабря 2017 года The Guardian и The Telegraph сообщили, что Казначейства Великобритании и ЕС разработали план, целью которого является покончить с анонимностью торговцев криптовалютами. В качестве предпосылок для такого шага назывались борьба с отмыванием денег и пресечение попыток уклонения от уплаты налогов.

Согласно плану Европейского союза, криптовалютные платформы обязаны будут проводить надлежащую проверку клиентов и информировать о сомнительных транзакциях. Казначейство Соединенного Королевства также заявило о том, что они работают над устранением проблем, связанных с использованием криптовалют. Идут переговоры о привлечении некоторых обменных бирж и сервисов, поставляющих цифровые кошельки, к борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. В Казначействе добавили, что о применении криптовалют для отмывания денежных средств известно мало, но риск такого применения ресурса растет.

Хотя Пьер Московичи, один из комиссаров ЕС, в интервью для Bloomberg 18 декабря 2017 года заявил, что ЕС не стремится регулировать оборот биткоина, его заявление идет вразрез с предыдущими и последовавшими сообщениями. Два дня спустя слова Московичи своим заявлением опроверг вице-председатель Европейской комиссии Валдис Домбровскис. Выступая перед репортерами в Брюсселе, он упомянул о наличии для инвесторов и потребителей однозначных рисков, связанных с изменчивостью цен, в том числе и риска потери всех вложений. Он также говорил о рисках, связанных с безопасностью и техническими сбоями, манипуляциями на рынке и неопределенностью сфер ответственности.

Призывы к большей регуляции криптовалют в январе 2018 года доносились по всей Европе. 15 января 2018 года министр экономики Франции Брюно Ле Мэр объявил о создании рабочей группы с целью регулирования криптовалют. С подобным тезисом выступил член правления Немецкого федерального банка Йоахим Уэрмилинг: он призвал к эффективному регулированию индустрии цифровых валют в глобальном масштабе.

22 января 2018 года Домбровскис вновь вывел вопрос о регулировании криптовалют на повестку дня, написав троим финансовым наблюдателям из ЕС и предупредив их о назревающем пузыре биткоинов. 25 января в игру вступила премьер-министра Великобритании Тереза Мэй, чьи настроения совпадают с видением президента США Дональда Трампа и главы Международного валютного фонда Кристин Лагард. В беседе с Bloomberg во время Международного экономического форума в Давосе премьер-министр заявила, что следует воспринимать криптовалюты очень серьезно — именно из-за того, что они используются, и в том числе используются преступниками.

Хотя ЕС и Великобритания еще не озвучивали окончательного решения о регулировании криптовалют, такое заявление ожидается весной.

Швейцария

Швейцария, которая знаменита своим передовым подходом к реализации частных прав в банковской сфере, придерживается аналогичной точки зрения и на вопрос регулирования криптовалют. Это государство, расположенное в Западной Европе, не входит в ЕС и занимает открытую позицию в отношении новой индустрии.

Министр экономики Йоханн Шнайдер-Амманн 18 января 2018 года заявил репортерам, что он бы хотел видеть Швейцарию «крипто-нацией». В материале Financial Times приводится высказывание секретаря министерства финансов Швейцарии Йорга Гассера. По его словам, правительство хотело бы процветания рынка ICO, но без нанесения ущерба стандартам и целостности существующего финансового рынка.

Для достижения этой цели 18 января 2018 года в Швейцарии создали рабочую по ICO. В ее задачи входит повышение юридической определенности индустрии при сохранении целостности финансового центра и обеспечении технически-нейтрального регулирования. Рабочая группа отчитается перед Федеральным советом Швейцарии в конце 2018 года.

Россия

Россия, похоже, как и Южная Корея, не может определиться с регулированием криптовалют. В сентябре 2017 года глава Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина заявила, что Центробанк выступает против регулирования криптовалюты как денежных средств (принимаемых в качестве оплаты за товары и услуги). А также против приравнивания их к иностранной валюте. Это заявление сигнализировало о прогрессивном подходе и реализации «принципа невмешательства» в индустрию.

Однако 8 сентября 2017 года на Московском финансовом форуме заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Моисеев в разговоре с журналистами упомянул, что на текущий момент расчеты в криптовалюте «нелегальны». Он также добавил, что на данный момент, очевидно, существует правовой вакуум, и лично ему сложно определить, являются ли такие операции законными.

До этого заявления в РФ предлагалось разрешить проведение операций с криптовалютами «только квалифицированным инвесторам». Президент России Владимир Путин поддержал эту позицию министерства финансов 11 октября 2017 года, заявив, что использование криптовалют связано с серьезными рисками. По его словам, цифровые валюты также дают возможность для отмывания нелегальных капиталов, уклонения от налогов, финансирования терроризма и реализации мошеннических схем, жертвами которых могут стать граждане России.

Министерство финансов продолжило курс на жесткое регулирование: 28 декабря 2017 года было предложено обложить налогом деятельность по добыче криптовалют. Новый год принес еще больше сигналов о намерении правительства ограничить индустрию. 11 января 2018 года Владимир Путин вновь выступил на стороне Министерства финансов, отметив, что в будущем может потребоваться законодательное регулирование криптовалют.

Президент Путин заявил, что в настоящее время такое регулирование является прерогативой Центрального банка, который обладает достаточными полномочиями. Однако законодательное регулирование в более широком смысле в будущем необходимо будет ввести.

Две недели спустя (25 января 2018 года) Министерство финансов опубликовало проект федерального закона «О цифровых финансовых активах». Закон, если он будет принят, определит понятие токенов, порядок проведения ICO, правовой статус криптовалют и операций по их добыче.

26 января 2018 года кандидат в президенты РФ Борис Титов осудил предложенный законопроект, заявив, что предложенный вариант содержит слишком жесткие нормы. Согласно заявлению пресс-службы Титова, предложенное Министерством финансов регулирование строже, чем в Японии, Швейцарии, Беларуси и Армении — то есть жестче, чем в любой другой стране, принявшей подобный закон в какой-либо форме. По мнению представителей Титова, лучше не предпринимать никаких действий, чем вводить подобное регулирование.

Еще больше проблем добавило заявление заместителя министра Моисеева. По его словам, принятый Беларусью в декабре 2017 года декрет «О развитии цифровой экономики» может привести к оттоку капитала из России в соседнее государство, если в РФ введут жесткое регулирования криптовалют.

Нигерия

В прошлом году крупнейшая африканская экономика боролась с рецессией, приведшей к ослаблению национальной валюты. Всплеск торгов биткоином был вызван попыткой нигерийцев обойти ограничения, наложенные регулятором на операции с долларом для снижения темпов спада экономики. Январь 2018 года начался с попытки Центрального банка Нигерии запретить криптовалюты. Но институция вынуждена была отказаться от этого намерения. Заместитель руководителя Центрального банка Нигерии Муса Итопа-Джимо заявил, что Центральный банк не может контролировать или регулировать биткоин. Институция также не может контролировать или регулировать блокчейн, как не способен контролировать интернет, поскольку эти активы не принадлежат Центральному банку. За 2017 год объем торговли биткоинами вырос на 1500 процентов.

Согласно отчету МВФ за декабрь 2017 года, страна вышла из рецессии. Но сдержанные прогнозы относительно роста ВВП и зависимость от экспорта нефти сохраняются. На этом фоне призыв главы CBN Эдвина Эмфиэля к регулированию криптовалют, озвученный 25 января 2018 года, выглядит неубедительным. Чиновник заявил, что криптовалюты или биткоин похожи на азартные игры, и Центральный банк не может поддерживать ситуацию, в которой люди рискуют сбережениями.

Гана

Глава Банка Ганы Эрнест Аддисон на брифинге для журналистов 22 января 2018 года заявил, что биткоин еще не является законным платежным средством. Хотя на рассмотрение парламента Ганы подан законопроект, после принятия которого использование криптовалют станет возможным (вероятно, с привлечением компаний, официально зарегистрированных в качестве «эмитентов электронных денег»). На данный момент Гана находится среди шести стран, в которых биткоин (и другие криптовалюты) находятся вне закона (по информации Graphic Online). За несколько недель до заявления Аддисона ганский инвестиционный банк Group Ndoum предложил Банку Ганы инвестировать 1 процент резервов в биткоин.

Южно-Африканская Республика

Южно-Африканская Республика относительно прогрессивно настроена по отношению к криптовалютам (в сравнении с другими странами из списка). Положение о виртуальных валютах, выпущенное Южноафриканским резервным банком в 2014 году, выглядело для индустрии многообещающим. В июле 2017 года правительство ЮАР совместно с Bankymoon, поставщиком решений на основе технологии блокчейн, начало работу над созданием «сбалансированных» норм регулирования биткоина.

У страны возникали проблемы с сохранением ценности национальной валюты, южноафриканского рэнда: за последнее десятилетие курс несколько раз падал. В 2015 году рэнд упал на 26% в ответ на снижение стоимости китайского юаня всего на 2%. В марте 2017 года государство вновь столкнулось с перспективой обесценивания валюты после того, как президент ЮАР отправил в отставку министра финансов. В январе 2018 года ЮАР практически не высказывалась на тему регуляции криптовалют. Будет интересно понаблюдать, будет ли государство ориентироваться на Китай и в этой сфере (при том, что зависимость официальных денежных средств от юаня прослеживается).

Законодательное регулирование криптовалют в 2018 году

Оценка

8d9.ru

Регулирование криптоиндустрии в России: правовые аспекты

Россия и блокчейн: законодательные инициативы

В отличие от Беларуси и Эстонии, которые стали наиболее передовыми постсоветскими странами с точки зрения развития технологии блокчейн и ее правового регулирования, российские власти несколько раз меняли свою позицию по данному вопросу. 2018 год, возможно, станет ключевым этапом в развитии и регулировании криптоиндустрии в РФ.

Блокчейн в России

По данным ЕГРЮЛ на начало января 2018 года, в России работают 50 юридических лиц, названия которых содержат слово «блокчейн». Сайт TAdviser сообщает, что диапазон оценок российского рынка блокчейн-технологий пока очень широк и простирается от нуля до 1 млрд рублей. Нет ясности и в отношении его размера — по разным оценкам, блокчейн развивают от 50 до 300 российских компаний. Эксперты сходятся во мнении, что решающим годом станет 2018-й, а создание полноценных коммерческих систем ожидается через полтора-два года, причем основной сферой внедрения станет финансовый сектор.

Основные проблемы блокчейн-сектора в России, по мнению Максима Шевченко и Алексея Урывского, экспертов Технического комитета по стандартизации ТК26, — отсутствие правовой базы должного уровня, стандартов и решений для организации трансграничных транзакций, управленческой инфраструктуры, а также проблемы безопасности и консенсус-протоколов. На решение этих и других проблем были направлены законодательные и регуляторные инициативы последнего времени.

Перспективы правового регулирования криптовалют и блокчейна в Россиии

Предыстория вопроса

Блокчейн в целом и биткойн обсуждались в России начиная с 2008–2009 годов, когда крупнейшая криптовалюта мира впервые заявила о себе. В тот же период начались дискуссии о законодательном регулировании криптовалют. Реакцией Министерства финансов было предложение запретить криптовалютную торговлю и ввести штрафы. Еще в декабре 2017 года рассматривалась возможность введения уголовной ответственности за расчеты в криптовалюте, а заместитель главы Минфина Алексей Моисеев в своем заявлении приравнивал биткойн к денежным суррогатам, использование которых противоречит Конституции РФ, где декларируется, что средством расчета на территории России является рубль.

Позже чиновники пересмотрели свое отношение к блокчейну, приняв решение изучить технологию и ее возможности. Значительную роль в этом сыграли Государственная Дума, Центральный банк и представители финансового сообщества, а также Технический комитет по стандартизации ТК26 «Криптография и механизмы безопасности». Моисеев заявил, что в законопроекте имеются неточности и он нуждается в доработке, а после выступления Дмитрия Медведева на Петербургском форуме юристов, в котором он назвал блокчейн новым экономическим инструментом, отношение Минфина к новой технологии стало более позитивным. Министерство заявило о намерении изучать и развивать ее.

Одной из первых официальных фигур, выразивших поддержку блокчейну, стал президент Сбербанка Герман Греф. В 2015 году он признался, что владеет криптовалютой, а в январе 2016-го заявил на встрече с Владимиром Путиным, что блокчейн может кардинально изменить государственное регулирование и финансовую сферу. В 2016 году в Госдуме была создана рабочая группа по вопросам оборота криптовалют, правовому регулированию блокчейн и смарт-контрактов; начались обсуждения способов верификации транзакций, стандартизации и сертификации технологии и лицензирования компаний, которые используют блокчейн. Наконец, в прошлом году было предложено несколько законодательных инициатив, а также состоялся форум «Блокчейн: диалог бизнеса и государства».

Обзор законодательных инициатив на тему криптовалют и блокчейна

Законодательный бум

Спустя год блокчейн наконец прочно вошел в повестку дня российского государства. В марте 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минкомсвязи и Минэкономразвития рассмотреть возможности использования технологии в сферах госуправления и экономики РФ в рамках подготовки программы «Цифровая экономика», которая является частью плана действий правительства на 2017–2025 годы. На совещании с вице-премьерами 6 марта 2017 года Медведев отметил, что блокчейн уже используется рядом крупных банков, корпораций и некоторых государств. Приоритетной задачей правительства, экспертного сообщества, бизнеса и общественных организаций является анализ перспектив применения блокчейна в госуправлении и экономике, заявил тогда премьер. 17 мая 2017 года Медведев вновь прокомментировал перспективы внедрения блокчейна на Санкт-Петербургском международном юридическом форуме.

Наконец, в июле 2017 года распоряжением Правительства была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Ключевой пункт программы — развитие «сквозных технологий», среди которых упоминается блокчейн. В конце марта текущего года Медведев подписал распоряжение о выделении 3 млрд рублей из Резервного фонда Правительства на финансирование первоочередных мероприятий программы.

15 августа 2017 года Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) объявило о формировании нового технического комитета по стандартизации под названием «Программно-аппаратные средства технологий распределенного реестра и блокчейн». 28 сентября 2017 года при комитете Госдумы по экономическому развитию, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству создается Экспертный совет по цифровой экономике и блокчейну. Совет является совещательным органом и отвечает за правовое, экспертное и консультативное обеспечение работы Комитета по вопросам развития цифровой экономики и внедрения блокчейна.

Изменение оценок перспектив блокчейна российскими властями лучше всего заметно на примере бывшего министра финансов и главы совета Центра стратегических разработок Алексея Кудрина: если в ноябре 2017 года Кудрин называл майнинг рискованным занятием, а доход от него — временно получаемыми деньгами, то 22 февраля 2018 года он заявил, что за криптовалютами большое будущее, при условии, что они будут стандартизированы, а инвесторы — защищены от мошенничества и хакеров. По мнению Кудрина, для решения этих задач государству понадобится не менее двух лет; ранее с подобным прогнозом выступал и Греф. Наконец, в начале февраля Медведев предложил создать единую модель регулирования криптовалют на территории Евразийского экономического союза; окончательный вариант закона о таком регулировании в РФ должен увидеть свет не позднее 1 июля.

В целом 2018 год стал временем законодательного бума в области регулирования криптоиндустрии. 20 февраля председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что по вопросам цифровой экономики депутаты собираются принять более 50 законов, чтобы максимально ускорить развитие ключевых технологий и индустрий, ответственных за цифровизацию экономической деятельности и государственного управления. На сегодняшний день речь идет лишь о проектах будущих законов, однако на их основе можно составить представление о том, как будет выглядеть правовое регулирование криптоиндустрии в ближайшем будущем.

Инициативы по регулированию криптовалюты

Цифровые финансовые активы

25 января 2018 года Министерство финансов опубликовало проект закона «О цифровых финансовых активах». Закон дает юридические определения ключевым понятиям криптовалютной индустрии: блокчейну, токенам, смарт-контрактам и майнингу.

Ключевым понятием законопроекта является «цифровой актив». Цифровыми активами могут быть и криптовалюты, и токены, рассматривающиеся как разновидности имущества, право на которое должно быть удостоверено в реестре цифровых транзакций, вносить изменения в который могут валидаторы. Валидаторы — это юридические или физические лица, принимающие участие в реестре; они занимаются валидацией цифровых записей в реестре в соответствии с правилами его ведения.

Майнинг будет квалифицироваться как разновидность предпринимательской деятельности, торговля криптовалютой — регулироваться в рамках существующего законодательства. Прежде всего законами «О рынке ценных бумаг» и «Об организованных торгах». Продавать или покупать криптоактивы можно будет на зарегистрированных биржах, однако криптовалюты и токены не будут рассматриваться как законное средство платежа, хотя их можно будет обменивать на фиатные валюты. Операторами такого рода обмена смогут стать российские юридические лица, деятельность которых регулируется соответствующим законодательством. Также регулированию подлежат цифровые кошельки, воспользоваться которыми будет можно лишь после установления личности владельца оператором криптобиржи. Выпуск токенов и организация ICO будут доступны лишь квалифицированным инвесторам (юридическим лицам и ИП), в то время как обычные люди смогут покупать токены на сумму, не превышающую 50 000 рублей. Эмитент токенов будет обязан раскрыть всю релевантную информацию о себе, а также подробно прописать права покупателей токенов.

20 марта группа депутатов Госдумы внесла на рассмотрение законопроект «О цифровых финансовых активах». Проект разработан на основе проекта Федерального закона «О цифровых финансовых активах», предложенного Минфином 25 января. В новом законопроекте вводится требование верификации клиентов криптовалютных бирж, зарегистрированных в России.

Россия на пороге криптореволюции

Изменения в Гражданском кодексе

26 марта на рассмотрение в Госдуму поступил законопроект «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», авторами которого стали председатель Думы Вячеслав Володин и глава комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. Законопроект предполагает ряд нововведений в Гражданский кодекс, в частности, кодификацию понятий «цифровое право» и «цифровые деньги», а также «самоисполняемые сделки» (смарт-контракты).

Цифровое право применимо к понятию «токен», законопроект рассматривает оборот таких прав, как внесение записей в распределенный реестр; также предусматривается торговля цифровыми правами, которые удостоверяют права на стандартные объекты гражданских прав (вещи, имущество, результаты работ, услуги и исключительные права).

Таким образом, цифровые права, в представлении авторов законопроекта, в целом аналогичны ценным бумагам, а регулирование их выпуска и обращения будет осуществляться посредством законодательства, в разработке которого примут участие Банк России, Минфин и Минэкономразвития. «Цифровые деньги», в свою очередь, являются юридическим обозначением криптовалют, признаются законным средством платежа, а также рассматриваются в качестве потенциальных объектов наследования и средств хеджирования валютных рисков. Наконец, смарт-контракты предполагается рассматривать как аналоги традиционных сделок. Самоисполняемые сделки равны сделкам в письменной форме. Теперь в качестве выражения лицом своей воли будут рассматриваться и электронные записи (в интернете, информационных системах и т.д.). Исполнение смарт-контрактов предлагается признать неоспоримым, в остальном же они будут регулироваться существующими статьями ГК.

Криптовалюты, токены и блокчейн: правовые аспекты в России

Регулирование ICO

Последним по времени значительным эпизодом законодательного бума стал законопроект Минкомсвязи, посвященный регулированию ICO. Сейчас проект закона проходит общественное обсуждение, по результатам которого будет сделана экспертная оценка и он перейдет на рассмотрение Правительства.

В законопроекте предлагается еще один вариант юридической кодификации понятия токена и обязанностей эмитентов. Первичным размещением токенов будет считаться выпуск компаниями виртуальных ценных бумаг или валюты, торгующихся на рынке. Токеном будет считаться запись в распределенном реестре, созданная с применением криптографии.

Организации-эмитенты будут подлежать обязательному лицензированию. Для получения лицензии на выпуск токенов организаторам ICO будет необходима лицензия от министерства, выдаваемая на срок не менее пяти лет, условием получения которой является регистрация в РФ, уставный капитал от 100 млн рублей, наличие лицензии на разработку и распространение криптографических средств (аналогичная лицензия требуется майнинговым бизнесам) и действующий счет в российском банке.

Продажа токенов осуществляется безналично и за российские рубли, при этом законопроект обязывает эмитента выкупать токены по номинальной цене у любого предъявителя. Привлеченные в ходе эмиссии средства компания сможет потратить лишь в рамках заявленных в ICO целей. Министерство будет осуществлять контрольные проверки исполнения эмитентами обязательств раз в три года, при этом предусматривается возможность и внеплановых проверок.

Чего хочет власть?

Российские власти заинтересовались криптовалютами с самого начала их развития, однако их позиция несколько раз менялась: от предложений запретить к призывам изучать потенциал новых технологий. В прошлом году после заявлений нескольких высших чиновников о необходимости использовать потенциал блокчейна, в стране начался бум законодательных инициатив по регулированию криптоиндустрии.

На сегодняшний день единого подхода в этой сфере не сформировалось, однако к началу июля ожидается публикация финального варианта закона о регулировании криптовалют. Наиболее значимыми законодательными инициативами являются законопроект Минфина «О цифровых финансовых активах», Минкомсвязи — о регулировании ICO и предложение депутатской группы о внесении поправок в Гражданский кодекс с целью отрегулировать использование токенов и смарт-контрактов.

Все эти инициативы, с одной стороны, не выбиваются из мирового тренда, а с другой — нуждаются в значительной доработке. Подобно многим другим странам, майнинг криптовалют предлагается признать предпринимательской деятельностью и обложить соответствующими налогами. В области криптовалютной торговли основной акцент делается на защиту интересов инвесторов. Она достигается с помощью строгих требований к криптобиржам и проверки пользователей. Чтобы избежать конкуренции с национальной валютой и возникновением правовых коллизий, криптовалюты и токены не признаются платежным средством и должны обмениваться на фиатные валюты, хотя и рассматриваются в качестве финансовых активов.

Кодификация основных понятий — майнинг, смарт-контракты, токены, ICO и криптобиржи — осуществляется с целью адаптировать существующее законодательство к новым видам активов и сделок; в перспективе с учетом поправок криптовалютная торговля и связанные с ней виды деятельности (майнинг и эмиссия токенов) будут регулироваться существующими законами — Гражданским кодексом, законами «Об организованных торгах» и «О ценных бумагах».

Недоработанность предлагаемых законопроектов лучше всего видна на примере инициативы Минкомсвязи: возлагая на эмитентов ICO обязанность выкупать токены по номинальной цене по требованию держателей, законопроект серьезно ограничивает их возможности по использованию привлеченных средств, фактически обессмысливая ICO в качестве средства привлечения капитала для финансирования роста компаний.

текст: Дмитрий Жихаревич, фото: Visual Hunt

bitcryptonews.ru

Регулирование криптовалют в России

И снова хотелось бы вернуться к теме регулирования обращения криптовалют.

Законопроект о “Цифровых финансовых активах”, опубликованный Минфином не вызвал одобрения. Как сказал бизнес-омбудсмен Борис Титов, “данный проект - слишком жесткий”. Кроме этого, в нем много недоработок. По моему мнению, в государственном секторе пока еще недостаточно компетентных специалистов, которые могли бы разработать законодательную базу для регулирования обращения цифровых активов. Но на этом законопроекте все не закончилось…

“Госдума должна ускорить работу над правовым регулированием обращения криптовалют, предусмотрев полноценный инструментарий защиты граждан от кибермошенников”, - заявила зампред комитета ГД по контролю и регламенту Наталья Костенко.

Депутат обратилась в Генпрокуратуру, Банк России и Роспотребнадзор с просьбой оценить законность работы российских сайтов по добыче криптовалюты. Но Банк России и Роспотребнадзор указали на отсутствие правовых оснований для блокировки сайтов по продаже криптовалюты. Ответ от Генпрокуратуры пока не поступил.

Наталья Костенко считает, что необходимо как можно быстрее принять законопроект, регулирующего порядок обращения криптовалюты, и считает, что надзорные органы должны выявлять мошеннические схемы на этом рынке, чтобы избежать массового обмана граждан:

"В законодательстве о цифровых активах также необходимо определить требования к информации рекламного характера, содержащей предложение "заработать" на криптовалюте, в том числе допускающие возможность досудебной блокировки сайтов, вводящих в заблуждение граждан и содержащих признаки мошеннической деятельности. Указанные положения, позволят своевременно в досудебном порядке пресекать деятельность по незаконному обращению криптовалют и тем самым защитить сбережения граждан нашей страны".

P.S. Не спорю, что регулирование рынка криптовалют нужно. Децентрализация, которая лежит в основе любого цифорового актива, - прогрессивная, современная технология. Как я считаю, и законодательная база должна разрабатываться не по старым схемам, а с учетом особенностей новой отрасли. Что касается выявления мошеннических схем, с одной стороны, Костенко права: многие стали жертвами недобросовестных компаний, потеряв свои последние сбережения. Но, с другой стороны, при продуманном подходе криптовалюты намного лучше, чем фиатные деньги, помогут сохранить накопления.Я бы рекомендовала хранить в крипте только часть сбережений, соблюдать принцип диверсификации, а также повышать уровень финансовой грамотности и самостоятельно управлять своими средствами, а не связываться с сомнительными компаниями, предлагающими быстро заработать.

www.btc-center.ru

Регулирование криптовалют в России — Bitcoin Wiki

В сентябре 2018 года будет выпущен закон о регулировке оборота криптовалют в Российской Федерации.[править]

Образцовый задуманный срок введения в мощь закона РФ о регулировке криптовалют – сентябрь 2018 года. Срок переходного периода – 90 дней.

Эта информация указана на Федеральном Российском онлайн портале планов нормативных правовых актов. На общественное рассмотрение законопроекта было выделено 10 трудовых дней рабочей группы по решению данных вопросов, закончится оно 12 февраля, рассказывается на том же достоверном онлайн источнике Российской Федерации. Министерство финансов запланировало и стало разрабатывать план закона “О цифровых денежных активах” 25 января 2018 года. Не обращая внимания на то, что он был тщательно разработан рабочей группой, в содружестве и неизменном контроле меж министерством финансов и Центробанком РФ, в заключительном общении теснее сказали о несогласованном вопросе вероятностей размена криптовалют на рубли или же иную денежную единицу в РФ. Исполняющий прямые поручения и обязанности при президенте РФ по защите прав коммерсантов Борис Титов высказался, что план Министерства финансов подразумевает достаточно требовательный и жесткий вариант регулировки криптовалют в Российской Федерации. Который сделает на сегодняшний день не всех жителей Российской Федерации довольными, потому что он разработан больше с целью собрать налоги, нежели защитить интересы обычных жителей страны. Он же имеет возможность привнести достаточно великое количество задач во внутреннюю политику Российской Федерации на заключение коих уйдет великое количество времени. Многие люди будут недовольны, количество открытых сделок с криптовалютой сократиться, что приведет к полнейшей секретности криптовалюты в Российской Федерации.

Сущность закона о регулировке цифровых денежных активов 2018 года.[править]

Как произнесено на достоверном государственном портале Министерства финансов Российской Федерации краткое изложение намерений по реализации регулировки в законодательном плане: “Выявление статусной показательности цифровых компьютерных технологий Российской Федерации используемых в экономической сфере работы людей и их будущих суждений, исходя из обязательности рубля в качестве единичного легитимного платёжного способа в Российской Федерации, а еще урегулирование самых нередко образующихся вопросов, связанных с оборотом цифровых денежных активов и общественным привлечением валютных средств методом размещения криптовалютных токенов (ICO) по аналогии с регулировкой изначального размещения ценных бумаг в Российской Федерации."

Подметим собственно что в плане закона не находится практически никаких признанных мерок налогообложения операций с криптовалютами. Что будет нести за собой пока же собственно то, что достаточно свободный тип жизни будет пока что оставлен для майнеров и инвесторов криптовалютных бирж РФ. Еще это не грозит такой большой проблемой как налогообложение криптовалютных бирж и обменников,что считается безусловно приоритетным для интенсивного становления криптовалюты в РФ.Любой житель Российской Федерации на теперешний день имеет возможность безусловно дословно сказать собственно что вроде принимаются какие-то законы,но яснейших смен в целом они не несут для жителей Российской Федерации,связанных с криптовалютным регулировкой Заместитель министра финансов Российской Федерации Илья Трунин раньше объяснил журналистам, собственно что это станет определено отдельным законом-спутником который выйдет безусловно скоро в ближайшее время. Торгово-промышленная палата Российской Федерации также высказалась за вступление патентной формы налогообложения добычи электронных цифровых активов. А РАКИБ именовало это короткосрочное вступление налога на майнинг “противоречащим здоровому смыслу майнинга в целом”.Вследствие того собственно что подлинный заработок с майнинга практически счесть нельзя по причине разности в курсах криптовалют неизменных скачков и падений тарифов на криптовалюты,а еще по причине наращивания трудности и сокращения наград добываемой криптовалюты россиянами. Почти все жители Российской Федерации дожидаются здорового и продуманного со всех сторон закона который станет объединять в себе интересы как страны например так и людей,совершающих эти операции с криптовалютой такие как: приобретение, перепродажа, замен, дарение, майнинг.

Licence.png

ru.bitcoinwiki.org

Регулирование криптовалют в РФ. Часть 1 — PFL Advisors

Круг задач. Законодательные акты

Введение

Криптовалюта и ее ведущий представитель Bitcoin — одно из главных финансовых явлений второго десятилетия XXI века.

Продукт блокчейна, детище обобщенного мифологизированного персонажа по имени Сатоси Накамото (Satoshi Nakamoto), биткоин родился в 2009 году. До 2016 года криптовалюта была известна в достаточно узком кругу IT-специалистов и продвинутых представителей инвестиционного бизнеса.

Достигнув максимума в 2013-14 гг., на казавшемся фантастическом уровне в $1000 за одну монету, биткоин плавно скорректировался до $200 в 2015-ом. В 2016 году отыграл потери и вновь приблизился к трехзначному числу в долларах. The Guardian признала вложения в биткоин инвестицией года. За 2016-ый базовая цифровая валюта прибавила в цене 125%. Ее капитализация поднимается до $14 млрд.

Наступает 2017 год.

Источник — finviz.com

Курс биткоина взлетает ракетой, достигая к середине декабря феноменальных $20000 за монету. Капитализация переваливает за $300 млрд.Биткоин, что называется «проснулся знаменитым».Сейчас он в топ-темах далеко не только биржевых новостей.Мало кто понимает природу нового финансового инструмента. Но что такое двадцатикратный рост актива осознает и школьник.

После 2017-го отмахнуться от криптовалют и блокчейна уже нереально.Никому.Биткоин можно сколько угодно называть пирамидой, не имеющей под собой ничего, но он существует, по нему проводятся транзакции, в него инвестируют, его добывают, за операции с ним получают комиссионные.По всему миру.

А если есть хозяйственная деятельность — ее необходимо регулировать.Особенно, деятельность «валютная», пусть и с приставкой «крипто».

Участники рынка и его предмет

Каждая страна избрала свой путь решения проблемы.

Но круг задач у каждой один и тот же.

1. Что такое криптовалюта?Чтобы определиться с регулированием, в том числе и налоговым, надо понять сущность криптомонеты.Ответить на вопрос: «Что это?»Варианты:1. Валюта/деньги или платежное средство.2. Товар или финансовый актив, подобный ценной бумаге.3. Денежный суррогат.

2. Участники.Кого регулировать, над кем надзирать.В конце концов, кого и как облагать налогами?

К операциям с биткоином имеют отношение:1. Майнеры — лица, добывающие/производящие криптовалюту с использованием компьютерных систем.2. «Криптоинвесторы» — те, кто вкладывает в биткоин и иные цифровые валюты с длинным горизонтом инвестирования.3. «Криптоспекулянты» — игроки на краткосрочных колебаниях курса биткоина к доллару (основная «криптопара») или на иных «криптоинструментах».4. Финансовые посредники, оказывающие услуги по операциям с биткоином за комиссионные: криптобиржи, «крпитоброкеры», платежные системы, осуществляющие переводы криптовалюты.

Российский опыт регулирования рынка криптовалют

Сама децентрализованная природа двух неразрывных понятий: «блокчейн» и «криптовалюта» очень сложна для процесса какого-либо регулирования или контроля.Но и не регулировать уже невозможно.

Россия, как член глобального финансового рынка, граждане которой азартно добывают крипту и/или спекулируют ей, вынуждена как-то уложить новые феномены в действующую законодательную структуру.Или создать новую.

Получается пока не очень.Все только в самой начальной стадии.

Федеральные законы

Денежный оборот, валютные ценности и платежные системы регулируются в РФ тремя базовыми Федеральными законами.

1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ

Внушительный законодательный акт, включающий XVI глав и 99 статей полезен для исследуемой темы единственной статьей.Всего одной.Ее содержание укладывается ровно в три предложения.

Проводим текст статьи полностью:«Статья 27.Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеекВведение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются».

Четкий, телеграфный стиль, достойный пера Эрнеста Хемингуэя.

Из трех предложений первые два содержат важную, но банальную для соотечественников информацию, а вот последнее — играет ключевую роль в построении, пока хрупких, «криптоправовых» российских конструкций.Все, что не рубль, есть денежный суррогат, а это запрещено.

Собственно, на этом правовые новеллы РФ по цифровым валютам можно было бы и закончить.Нельзя — так нельзя.

Особенно на руку сыграл бы крах криптовалютного рынка, исходя из жизненного цикла всех сооружений от Чарльза (Карло) Понци, к которым многие настойчиво причисляют биткоин.Но нет.Как назло, биткоин исчезать не хочет. Более того, появляются сотни и тысячи иных видов виртуальных валют. Самые известные — эфириум и лайткоин.

Поэтому только статьей 27 из 86-ФЗ ограничиться никак не получится.

Тем более, есть еще одна шероховатость. Ни закон о Центробанке РФ, ни какой-либо иной, не дает определения, что же такое «денежный суррогат».

Ответ найти можно, но не в нормативных правовых актах РФ.«Денежный суррогат (англ. monetary surrogate, money surrogate, money substitute) — заменитель законного платежного средства или денег вообще, который выполняет все или часть их функций, таких как средство обращения, платежа или сбережения».

Википедия дает две точки зрения на природу денежных суррогатов. С экономической стороны они могут включать как легитимные, так и нелегитимные средства/инструменты. С юридической — только нелегитимные (неразрешенные).

2. Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 N 161-ФЗ

Данный документ полезен тем, что в нем вводится понятие электронных денег / электронных денежных средств (ЭД/ЭДС).Часть 18 Статьи 3:«электронные денежные средства — денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу) <…>».

Центральный аспект определения ЭДС — ими можно распоряжаться без банковского счета. Наиболее известные представители платежных систем, оперирующих ЭДС в России — WebMoney, QIWI, Яндекс.Деньги. Из зарубежных — PayPal.

Как показала практика, ни одно государство не пошло по пути включения криптовалют в ЭДС.

3. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ

Законодательный акт РФ, «заточенный» под валютные операции. Так как интересуют вопросы регулирования рынка виртуальных, но все же, валют, то может быть, он как-то осветит тему?

Увы, нет.По крайней мере, в своей последней редакции (на 29.12.2017 г.).

Закон регулирует операции с иностранной валютой и валютными ценностями.Согласно части 2 статьи 1:«иностранная валюта:а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах».

Под валютными ценностями понимаются (часть 5 статьи 1) «иностранная валюта и внешние ценные бумаги».

Как видите, ничего близкого к биткоину или эфириуму не наблюдается.

Продолжение в следующей статье

pfladvisors.com


Смотрите также