Криптовалюты и блокчейн: перспективы законодательного регулирования в РФ. Криптовалюта правовое регулирование россии


Проблемы правового регулирования виртуальной валюты в России



Статья посвящена вопросу правового регулирования криптовалюты. Поскольку в результате отсутствия в законодательстве данного термина наблюдается множество споров относительно юридической сущности криптовалюты как таковой, в связи с этим возникает необходимость правового урегулирования криптовалют.

Ключевые слова: криптовалюта, электронная валюта, правовое регулирование, биткойн.

Динамичное расширение виртуального пространства в области финансового регулирования неизбежно приводит к возникновению новых финансовых инструментов и продуктов. Одним из таких финансовых инструментов является децентрализованная электронная валюта или криптовалюта.

В настоящее время известно 700 видов криптовалют. Самыми распространенными среди них являются «Bitcoin» и «Ethereum». Данные криптовалюты принимаются всеми биржами, работающими с криптовалютами, а общая их капитализация составляет 13 миллиардов долларов [3].

Криптовалюта (виртуальная валюта) — это цифровое представление стоимости, основанное на системе распределенного реестра (блокчейн), которое используется при расчетах в качестве средства платежа, но не эмитировано государством [4]. Каждая транзакция в сети распространяется между ее пользователями и признается действительной только после подтверждения другими участниками блока, где «записана» эта транзакция.

В отличие от обычного электронного кошелька, для которого необходимо физическое внесение денег определенной валюты (например, через банк), криптовалюта базируется на просторах сети и не имеет прямой связи ни с одной из существующих обычных валют, а также не зависит от какого-либо центрального банка или правительства.

Финансисты всего мира выделяют следующие плюсы «валюты нового поколения»: ограниченность — валюта считается самостоятельной финансовой единицей, её эмиссия никем не управляется и не контролирует движение количества финансов на счёте, изготавливается в ограниченном количестве, поэтому здесь на максимум исключаются всевозможные риски, связанные с инфляцией; анонимность — получить сведения о владельце криптовалютного кошелька невозможно; открытость кода — благодаря чему каждый человек может получить электронные деньги.

На сегодняшний день практически все страны активно ведут деятельность по развитию и становлению национальной криптовалюты. Но несмотря на стремительное развитие этой новой финансовой технологии, ее регулирование на национальном уровне только начинает создаваться [6].

Правовой статус криптовалюты в разных странах значительно различается. В ряде стран официально разрешены операции с криптовалютами, к примеру Япония и Индия. В них криптовалюта официально признана средством платежа и законодательная база быстрыми темпами подстраивается под соответствующую инновацию [8].

Можно считать благоприятной законодательную среду для криптовалют в Японии, США, Канаде и большинстве стран Европы. В США законодательство и судебная практика рассматривает криптовалюту одновременно как деньги и биржевой товар, а Китай признает криптовалюту виртуальным товаром со всеми вытекающими из этого последствиями для налогообложения.

В России же основной проблемой является отсутствие правового регулирования криптовалюты. Обосновывается это тем, что ЦБ РФ не определил финансово — правовую сущность криптовалюты, относиться ли она к электронным деньгам, которые появились в ходе технологического прогресса, или же к денежному суррогату в соответствии с ФЗ № 86 216 от 10.07.2002 «О Центральном Банке Российский Федерации», который является только временным явлением и вскоре исчезнет так же, как и появился [5].

Также большой проблемой является эмиссия криптовалюты, так называемый майнинг. Каждый человек, у которого есть технические возможности, а именно видеокарта, компьютерный процессор и материнская плата может майнить, то есть добывать криптовалюту из программных кодов.

Сложность состоит в том, что если проводить аналогию с реальной денежной единицей, то является ли эмиссия криптовалюты незаконным действием, ведь эмиссия реальных денежных средств преследуется по закону в соответствии со статьей 186 Уголовного Кодекса РФ [2].

Бесконтрольность использования криптовалюты порождает невозможность отслеживания денежных средств, направленных на финансирование террористических организаций, торговлю наркотиками, оружием и людьми, что в свою очередь гарантирует безнаказанность преступных деяний. В случаях мошенничества с криптовалютой не представляется возможным идентифицировать лицо, так как данная система гарантирует полную анонимность. При открытии кошелька в системе блокчейн не запрашивается никаких данных для подтверждения лица, единственное что выдается субъекту — это идентификационный номер. Криптовалюта становится основой теневого сектора экономики, что в дальнейшем, на наш взгляд, будет иметь далеко идущие неблагоприятные последствия.

Необходимость принятия закона о регулировании криптовалют в РФ заключается в следующем:

  1. Одной из ключевых характеристик криптовалют считается их децентрализация и анонимность. Это и является риском для незаконной эксплуатации системы блокчейн. Благодаря легализации биткоина, страна, легализовавшая его, сможет хотя бы частично контролировать то, что будет происходить с деньгами и закрыть их от влияния чёрного рынка.
  2. Вторая по списку, но не по важности, задача закона в определении правового статуса криптовалюты. В частности, цифровые деньги хотят приравнять к финансовому активу, что позволяет использовать его только участникам регулируемой биржи, работающей с Центробанком. Другими словами, свободное хождение виртуальной валюты будет под запретом, а физические лица не смогут пользоваться своими активами, что значительно замедлит развитие рынка.
  3. Третья задача, связанная с принятием закона о криптовалютах, — это защита участников рынка. Сегодня использование монет — очень рисковый процесс, который может закончиться плачевно для всех, кто делает транзакции. Сделки в сети никто не контролирует, потому появляется множество мошенников. Конечно, транзакции анонимны, но если произойдёт кража, никто не сможет наказать злоумышленников. То же касается бирж, на которых многие пользователи держат свои кошельки с криптовалютой. Если с ними что-то случится, вернуть деньги или получить компенсацию за них от владельца ресурса невозможно, так как в законодательстве нет такого пункта.
  4. Четвёртая задача легализации криптовалюты в России — противодействие отмыванию денег. Криптовалюта становится основой теневого сектора экономики, что в дальнейшем, на наш взгляд, будет иметь далеко идущие неблагоприятные последствия. Реализация сделок и финансов позволит хотя бы частично контролировать этот процесс.
  5. Пятая задача заключается в создании базы для лицензирования и налогообложения криптовалют. Сегодня в стране никто не платит налоги на полученные таким образом средства. Это лишает бюджет приличного дохода. Кроме того, сегодня считается, что использование криптоденег незаконно и связано с финансовыми махинациями, что делает риск майнинга и покупки средств довольно высоким.
  6. Последняя задача заключается в формировании регулируемой площадки цифрового бизнеса. Вот только сейчас мало кто понимает, как она должна выглядеть и что из себя представлять.

На сегодняшний момент вопрос о правовом регулировании криптовалюты в России остается открытым.

Сейчас Министерство финансов Российской Федерации занимается разработкой сразу двух законопроектов. Один будет регулировать криптовалюты и денежные суррогаты, а второй — цифровые технологии, в том числе майнинг и реестры. Законопроект могут принять в марте 2018 года [7].

Таким образом, можно прийти к выводу, что правовое регулирование в каждой стране находится в процессе оформления. Изучение опыта других стран позволит создать правовое поле, учитывающее интересы и государства, и бизнеса, и физических лиц. Принятие соответствующих законов позволит не только осуществлять борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, обеспечивать безопасность, но и получать доход в виде налогов с физических и юридических лиц, осуществляющих операции с криптовалютой.

Литература:

1 Вотинцев П. Д. Правовое регулирование криптовалюты // Инновационое развитие науки. -2017. — № 14. — С.214–218.

2 Казкенова М. С. Криптовалюта: понятие, перспективы правового регулирования в РФ // Статья в сборнике трудов конференции «Перспективы развития науки в современном мире». — Уфа: Изд-во «Дендра», 2017. — С.82–88.

3 Мареева Л. А. Криптовалюта: мировой опыт и Российская действительность // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. — 2017. — № 10. — С.22–23.

4 Морозова М. П. Предпосылки интегрированных распределительных центров в России // Журнал «Экономика и предпринимательство».-2016.-№ 3(ч.1).

5 Образцова В. В. Правовой статус криптовалюты в России // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — № 17. — С.59–33.

6 Огородникова Е. П. Налоговое планирование на современном этапе развития Российской экономики // Журнал «Экономика и предпринимательство».-2016.-№ 1–2 (66–2).-С.31–33.

7 Развеева И. Ф. Криптовалюта. Деньги XXI века // Сборник статей XI международной научно-практической конференции «EURASIASCIENCE». — Москва: Изд-во «Актуальность РФ».,2017. — С.282–283.

8 Семенова Е. В. Анализ правового регулирования криптовалюты // Инновационная экономика. — 2017. — № 8. — С.143–147.

9 Соколова Т. Н. Правовое регулирование использования криптовалют // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Инновации и инвестиции как драйверы социального и экономического развитии». — Челябинск: Изд-во «Омега Сайнс»,2017. — С.208–212.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое регулирование, Россия, виртуальная валюта, правовой статус, теневой сектор экономики, США, Япония, деньга.

moluch.ru

Правовое регулирование криптовалюты в России. -Статьи

Все экономические передачи последнего времени так или иначе затрагивают тему криптовалюты. Это одна из самых актуальных тем на сегодняшний день в России. Но ситуация с криптовалютой в России имеет правовую неопределенность, в отличие от других стран, где правительства приняли нормативные акты и регулируют эти вопросы. В России криптовалюта имеет хождение, вызывает бурный интерес, но юридически эти вопросы никак не отрегулированы. Эта ситуация привлекает внимание криминальных структур. Так в Москве возбуждено первое уголовное дело по факту мошенничества, где объектом преступления было майнинговое оборудование. Если на сегодняшний день будет совершено мошенничество в отношении какого-либо лица в отношении с криптовалютой, то правоохранительные органы на сегодня не смогут даже возбудить уголовного дела, так как она не участвуют в гражданском обороте и не может являться объектом преступления.

В этой связи Президент РФ предложил правительству до июля 2018 года законодательно урегулировать вопросы хождения криптовалюты на территории РФ. Как пояснил председатель комитета ГД по финансовым рынкам Аксаков на первоначальном этапе Правительство подготовит мягкое регулирование этих правоотношений. Вопрос хождения криптовалюты стал одной из главных тем экономического форума в Давосе. Министерство финансов РФ подготовило проект закона, который будет регулировать покупку криптовалюты на российской бирже. Портал Правда.ру дал характеристику основных положений этого закона.

Криптовалюту в проекте называют «цифровым финансовым активом» и сразу сообщают, что расплачиваться ей на территории страны – незаконно. При этом право собственности на имущество удостоверяется записью в реестр цифровых транзакций.

Обменом цифровых финансовых активов может быть только юридическое лицо. Оно будет осуществлять сделки цифровых активов между собой или на рубли, или валюту. Такими операторами станут только компании, которые являются дилерами, форекс-дилерами и брокерами или юрлица, организаторы торговли, имеющие лицензию биржи или торговой системы.

В проекте закона вводятся определения валидации, майнинга, криптовалюты, токена и ряда сопутствующих понятий. Токен (финансовый актив) для брокеров и дилеров покупается за счет приобретения на цифровой кошелек. Для всех остальных категорий покупателей приобретение возможно только путем зачисления на специальный счет на цифровом кошельке брокеров. Порядок открытия таких счетов установит Центробанк.

Оферта о выпуске токенов должна содержать сведения об эмитенте или бенефициаре, если такой существует, а также его местоположение и полное название. Также данные будут включать информацию о валидаторе, о лице, осуществляющем депозитарную деятельность, цену, а также дату заключения договора. «До опубликования оферты о выпуске токенов они не могут предлагаться потенциальным приобретателям в любой форме и любыми средствами с использованием рекламы», – отмечается в проекте.

Сделки с криптовалютой будут осуществляться по правилам Центробанка «Об организованных торгах». Ее можно будет менять на разные виды цифровых активов или на валюту. Предполагается, что закон вступит в законную силу через 90 дней после опубликования.

26.01.2018, 136 просмотров.

advokate-kudrjavtsev.ru

перспективы законодательного регулирования в РФ

За последние годы интерес к криптовалютам резко возрос. Интернет пестрит упоминаниями терминов «биткоин» и «блокчейн». По данным поисковых систем запросы по этой теме находятся среди наиболее интересующих пользователей.

Попробуем разобраться в причинах такой популярности и определить, что же нужно знать юристу о криптовалютах, биткоине и блокчейне?

Криптовалюта является одной из разновидностей цифровых валют, создаваемых при помощи криптографических методов. Изначально цифровые валюты выросли из т.н. виртуальных валют, используемых в компьютерных играх. Но с криптовалютами мы сталкиваемся уже в реальном мире. Никто не знает, как к ним здесь относиться и чего от них ожидать?

Соответствующее отношение к криптовалюте сложилось в большинстве юрисдикций мира. Мнения специалистов расходятся кардинально: от приведения аналогий с «мыльным пузырем», сравнения с финансовыми пирамидами до пророчеств о вытеснении всех иных платежных систем. Причем оба сценария развития являются крайне невыгодными для государства. Однозначно очевидно только одно – игнорировать данное явление уже нельзя. Единственный способ взять ситуацию под контроль и тем самым минимизировать риски – установить правила игры. И начать необходимо с определения места криптовалюты в правовой и экономической системе.

На данный момент российское законодательство не содержит норм, регулирующих правовой статус криптовалют, равно как и не устанавливает прямого запрета на их использование.

Согласно действующему законодательству РФ, криптовалюта не является ни деньгами, ни законным платежным средством. В соответствии со статьей 29 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» банкноты и монеты Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. В статье 140 ГК РФ законным средством платежа определен только рубль, т.е. денежная единица Российской Федерации.

Не является криптовалюта и электронными деньгами. Электронные деньги представляют собой механизм цифрового перевода фиатной валюты, т.е. они используются для электронного перевода валюты, обладают статусом законного платежного средства.

В российском праве закреплен закрытый перечень ценных бумаг, поэтому криптовалюту нельзя признать и бездокументарной ценной бумагой. Сложно ее назвать по действующему законодательству и аналогом ценной бумаги или каким-либо финансовым инструментом, так как у криптовалюты нет эмитента.

Вряд ли можно признать криптовалюту и имущественным правом, потому что в данном случае отсутствуют кредитор и должник по какому-либо обязательству. У обладателя криптовалюты нет права требования к кому-либо. Обладатель криптовалюты может передать данный актив третьему лицу либо обменять на другой актив или приобрести что-либо, если на это есть согласие другого участника.

Исходя из положений статьи 128 ГК РФ, содержащей открытый перечень объектов гражданских прав, криптовалюта может быть отнесена к категории «иное имущество», поскольку она обладает определенной экономической ценностью в силу возможности ее конвертации в деньги.

Первым государственным регулятором в РФ, который обратил внимание на повсеместное распространение криптовалют, стал Банк России, который еще в 2014 году причислил виртуальные валюты к категории  денежных суррогатов, выпуск которых на территории РФ запрещен статьей 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России также предупредил граждан, что в связи с анонимным характером деятельности по выпуску «виртуальных валют» любые операции с ними будут рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Данная позиция в том же году была продублирована в сообщении Росфинмониторинга, который также добавил, что «отсутствие в системах криптовалют контролирующего центра влечет невозможность обжалования или отмены несанкционированной транзакции, а фактическое нахождение криптовалют вне правового поля не предоставляет возможность реализации правовых механизмов  обеспечения исполнения обязательств сторонами сделки».

В 2015 году в развитие приведенной позиции выступил Минфин РФ с инициативой по введению административной и уголовной ответственности за использование криптовалют в России, а также блокировке сайтов, распространяющих информацию и программное обеспечение, обеспечивающих возможность их использования.

Тем не менее, предложения Минфина РФ все же были признаны требующими доработки с учетом результатов мониторинга обращения денежных суррогатов (в том числе криптовалют), а также проведения с учетом зарубежного опыта дополнительного анализа рисков их возможного использования в противоправных (преступных) целях.

Постепенно настороженное отношение к криптовалюте меняется. Тот же Банк России 04.09.2017 опубликовал информационное письмо, в котором в целом подтвердил свою позицию, высказанную в январе 2014 года, но уже не так категорично. В частности, из текста письма исключены ссылки на норму о запрете в РФ денежных суррогатов.

Основной посыл обращения заключается в том, что большинство операций с криптовалютами совершается вне правового регулирования как РФ, так и большинства других государств. Криптовалюты не гарантируются и не обеспечиваются Банком России. Операции с криптовалютами несут в себе высокие риски как при проведении обменных операций, так и в случае привлечение финансирования через ICO (Initial Coin Offering – форма привлечении инвестиций граждан в виде выпуска и продажи инвесторам новых криптовалют/токенов). Это может привести к финансовым потерям граждан и невозможности защиты прав потребителей финансовых услуг в случае их нарушения.

В октябре  2017 года Президент поручил Банку России и Правительству разработать законопроект по регулированию криптовалют, майнинга и ICO. Соответствующие изменения в законодательство должны быть внесены до 01 июля 2018 года. В поручении особо подчеркнуто, что при разработке необходимо исходить из «обязательности рубля в качестве единственного законного платежного средства в Российской Федерации».

Подготовка законопроектов осуществлялась рабочей группой, в состав которой входили представители Минфина России и Банка России.

В конце 2017 года Минфин России анонсировал основные положения разработанного законопроекта о цифровых финансовых активах, а полный текст законопроекта размещен 25 января 2018 год на сайте ведомства.

Законопроект дал ряд определений, в частности, таким понятиям как «цифровой финансовый актив», «криптовалюта», «токен», «майнинг», «цифровая транзакция», «цифровой кошелек», «смарт-контракт».

Криптовалюта, согласно законопроекту, рассматривается как «вид цифрового финансового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций».

Тем самым законопроектом предполагается введение новой разновидности имущества – цифровой финансовый актив, под которым понимается имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств. Права собственности на данное имущество удостоверяются путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. К цифровым финансовым активам относятся криптовалюта, токен.

Майнинг (создание и/или добывание криптовалюты) приравнен к предпринимательской деятельности, а значит создавать криптовалюту вправе только юридческие лица и индивидуальные предприниматели.

Токен, в отличие от криптовалюты, является эмиссионным продуктом, и выпускается в целях привлечения инвестирования. Эмитентом токена может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Предполагалось ввести ограничение на доступ к рынку цифровых финансовых активов лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами – они смогут приобретать в рамках одного выпуска токены на сумму не более 50 000 рублей.

Цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации. Допустимыми операциями с цифровыми финансовыми активами законопроект называл обмен цифровых финансовых активов одного вида на цифровые финансовые активы другого вида и/или обмен цифровых финансовых активов на рубли или иностранную валюту.

Указанные сделки могут осуществляться только через операторов обмена цифровых финансовых активов, которыми могут быть исключительно юридические лица, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг с соответствующими лицензиями (брокерами, дилерами, форекс-дилерами, организаторами торговли).

Еще до опубликования данного законопроекта стала известна позиция Банка России в отношении оборота криптовалюты. Законопроект Минфина допускал обмен любых цифровых финансовых активов на фиатные деньги и иное имущество. Вместе с тем Банк России считал необходимым исключить возможность обмена криптовалюты на рубли, валюту и иное имущество, поскольку такие операции несут в себе риски легализации сомнительных транзакций, проведенных ранее. В свою очередь, опубликованная Минфином версия законопроекта, такого запрета не содержала в силу широкого распространения сделок с криптовалютой. Минфин России считал, что установление законодательного запрета на совершение таких сделок уведет рынок криптовалюты в тень.

Поскольку на этапе презентации общественности новых законопроектов ведомства так и не пришли к единому мнению по данному вопросу, Банк России опубликовал на своем сайте собственную версию законопроекта о цифровых финансовых активах.

Но в конечном итоге описанные разногласия не помешали подготовить компромиссный вариант законопроекта и внести его 20.03.2018 на рассмотрение в Государственную Думу. Представленный депутатам законопроект о цифровых финансовых активах содержит следующие изменения по сравнению с первоначальными версиями:

- По общему правилу, разрешается обмен на деньги только для токенов. Перечень  иных сделок по обмену цифровых финансовых активов, порядок и условия их совершения отданы на откуп Банку России. Именно это ведомство будет определять оборотоспособность криптовалют своими нормативными актами.

- Предельную сумму, на которую неквалифицированные инвесторы смогут покупать токены одного выпуска, также поручено определять Центробанку. Ранее такая сумма указывалась непосредственно в законе.

- Внесена небольшая оговорка в части признания майнинга предпринимательской деятельностью: таковой будет считаться деятельность лица, осуществляющего майнинг, с превышением установленных Правительством РФ лимитов энергопотребления в течение трех месяцев подряд.

Одновременно с законопроектом о цифровых финансовых активах в Государственную Думу внесен законопроект об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге). Краудфандинг, согласно данным сайта Wikipedia, является способом коллективного финансирования, основанным на добровольных взносах, и буквально означает «народное финансирование».

Законопроект о краудфандинге описывает правовые основы и процедуры розничного финансирования посредством т.н. инвестиционных платформ, созданных на базе технологии блокчейн. Фактически создается новый, современный и сравнительно безопасный инструмент инвестирования, которым могут воспользоваться не только квалифицированные инвесторы, но и обычные физические лица.

Необходимо также отметить, что на момент опубликования первых версий описываемых законопроектов (25.01.2018) в Государственную Думу был внесен еще один законопроект, регулирующий выпуск криптовалюты, а именно, «крипторубля» (законопроект о системе распределенного национального майнинга). Примечательно, что разработчики этого проекта предлагают закрепить за «крипторублем» статус законного средства платежа, в то время как прочие криптовалюты такой характеристики лишены по определению.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что основной целью выпуска «крипторубля» является необходимость введения в оборот цифрового финансового актива, полностью подконтрольного государственным органам РФ.

Таким образом, основная идея представленных законопроектов заключается в максимально возможном контроле со стороны государства процедур создания и обращения цифровых финансовых активов, исключающем риски использования криптовалют как для участников рынка, так и для самого государства.

Действительно, в ряде случаев наличие государственного контроля пойдет только на пользу участникам рынка за счет обеспечения безопасных условий инвестирования, например, при организации инвестиционных платформ для розничного финансирования.

Но если говорить непосредственно о криптовалюте, в предложенном контексте существенно теряется привлекательность ее использования в товарообороте: уходит анонимность операций, сама процедура обрастает формальностями и дополнительными транзакционными издержками, связанными с появлением посредника – оператора обмена. И самое главное, криптовалюта, за исключением «крипторубля», уже не может рассматриваться в качестве средства платежа, более того, ее использование в подобных целях на территории РФ становится незаконным.

Изначальный смысл использования криптовалют предполагал их глобальный характер, обусловливающий легкость и доступность осуществления платежей в любую точку земного шара и в любое время. Думается, что реализация данной идеи в правовом поле не возможна без объединения усилий всех или, по крайней мере, большинства ведущих юрисдикций мира по законодательному регулированию оборота криптовалют.

На наш взгляд, более перспективным направлением является разработка и внедрение в практику государственного управления, экономику и другие сферы жизни общества технологии распределенного реестра, положенной в основу создания и использования самой известная криптовалюты - Bitcoin (от англ. bit - единица информации, coin - монета).

Данная технология получила наименование Blockchain (от англ. block - блок и chain - цепь) - это распределенная база данных, состоящая из блоков информации и содержащая записи обо всех операциях, совершенных участниками данной системы. В каждом блоке хранится информация о конкретной операции. Все блоки последовательно связаны друг с другом таким образом, что каждый последующий блок содержит информацию о предыдущем.

Информация о каждой операции синхронно распространяется по всей системе, в результате чего фиксируется с указанием времени ее совершения и уникальных характеристик виртуальной единицы. После рассылки блока, содержащего данные об операции, отменить или изменить ее невозможно.

Такая система обеспечивает прозрачность каждой операции и возможность верификации происхождения каждой виртуальной единицы любым заинтересованным пользователем. История всех совершенных транзакций с соответствующей виртуальной единицей является публично доступной и ее нельзя сфальсифицировать, поскольку каждый пользователь системы хранит на своем компьютере такую базу данных, содержащую историю всех операций, когда-либо осуществленных в системе. Чтобы скомпрометировать такую систему, нужно взломать все компьютеры, находящиеся в данной сети. Полная история всех операций, совершенных с момента возникновения данной системы, и представляет собой базу данных блокчейн.

Таким образом, основными преимуществами такой системы являются децентрализованность, быстрота внесения, достоверность и доступность информации в любой момент времени.

Исходя из приведенного описания, данная технология, хотя и была создана в финансовой сфере в противовес банковской системе, практически универсальна, и может применяться в любой другой сфере. Приведем примеры.

Технология применима для ведения всевозможных реестров, в том числе юридических лиц, объектов недвижимости, залогов имущества, сделок и проч.

Система прекрасно приспособлена для хранения и контроля персональных данных (например, записей актов гражданского состояния, данных медицинских карт пациентов, сведений об образовании и проч.), фиксации и контроля авторских прав.

Технологию блокчейн можно использовать при проведении процедур электронного голосования, как в государственных масштабах (для проведения процедуры досрочного голосования на выборах), так и в рамках отдельного хозяйственного общества (для проведения процедур заочного голосования органов управления).

Во всех приведенных примерах, и не только, применение технологии позволит существенно упростить бюрократические процедуры и, в целом, исключить коррупционную составляющую.

Разработка некоторых блокчейн-проектов для государственного сектора и бизнеса уже ведется. Пилотные проекты, по данным Российской Ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ), будут запущены в 15 регионах России, в том числе в Новосибирской области.

По данным rbc.ru, Государственная Дума включила в список приоритетных тем, на которые депутаты планируют в 2018 году заказать экспертно-аналитические исследования и социальные опросы, исследование способов «нормативно-правового регулирования применения технологии блокчейн на финансовом рынке России с учетом мирового опыта». 

www.sibucom.ru

Правовое регулирование криптовалют в России

Сообщество держателей цифровых валют из России уже несколько месяцев живет в неопределенности по поводу будущего этого вида денег в стране. Правительство колеблется между пассивной и агрессивной позицией, поэтому сложно предположить, как именно будет выглядеть правовое регулирование криптовалют в России.

Биткоин и российский флаг

Возможен исход, при котором добыча биткоинов на территории РФ скоро станет легальной.

Еще совсем недавно многочисленные сообщения из России касались планов по легализации добычи виртуальных монет, майнерам даже обещали выдать субсидии на электричество. Но, стоит отметить, сам майнинг пока находится в серой зоне, потому что нет законодательства, которое бы регулировало этот вид деятельности. Но все же в России электричество пока стоит разумных денег, если сравнивать с другими странами. И добыча биткоинов тут пока остается прибыльным делом.

Российские политики

Однако есть предположения, что отрасль цифровых валют могут прикрыть, обмен криптовалют запретить. Кажется, чиновники всерьез взялись за регулирование рынка криптовалют и отрабатывают разные версии. Сомнения относительно того, что деятельность регуляторов будет развиваться в доброжелательном ключе, возникли после выступления Президента РФ Владимира Путина, в котором он заявил о серьезных рисках при работе с криптовалютами, об использовании их в финансировании терроризма, ухода от налогов и отмывании средств. Эти заявления некоторым кажутся противоречием тому, что происходит на деле. Сотрудники Российской ассоциации блокчейна и криптовалюты разрабатывают план по субсидированию оплаты электроэнергии для майнеров.

Некоторые скептики, правда, не верят в то, что он будет реализован.

Все считают его «обманкой», которая должна была побудить майнеров выйти из тени и зарегистрироваться. Но если это правда, то добыча виртуальных денег станет еще более выгодной, чем сейчас. В обмен майнеры должны будут пройти процедуры жесткого регулирования, сделать свою деятельность более прозрачной, соблюдать налоговое законодательство. Теоретически это снизит количество сделок по отмыванию доходов и уклонению от уплаты налогов, этот вид нарушений среди майнеров все еще встречается часто.

Если насчет субсидирования электроэнергии пока ничего не ясно, то по поводу введения принципов и правил регулирования индустрии криптовалют в России ни у кого сомнений нет. Оно появится уже в ближайшем будущем.

zonebitcoin.ru

Правовое регулирование криптовалют в России

В Российском парламенте был представлен законопроект, направленный на защиту прав владельцев криптовалютных средств, а также регулирование в соответствии с российским законодательством и легализации криптовалютных платежей. 

Глава Комитета по государственному строительству Павел Крашенинников объявил, что законопроект направлен на установление нормативной основы для цифровых валют и транзакций. Законопроект  свидетельство того, что Государственная Дума (российский парламент) рассматривает криптовалюты как перспективную технологию, которая должна быть включена в правовую повестку страны.

Законопроект даст больше прав и защит пользователям криптовалют, и регуляторы надеются, что эти законы устранят риски использования криптовалютных активов для размещения в неконтролируемой среде, благодаря которой преступная прибыль может быть легализована.

Криптовалютные платежи могут стать законными в соответствии с этими изменениями. Законопроект предполагает, что криптовалюты могут использоваться в качестве оплаты «в контролируемых количествах».

Президент Владимир Путин поручил Центральному банку России и правительству провести оценку криптовалют, а также все связанные с этим риски и необходимость внедрения новых технологических банковских решений. Он также установил крайний срок 1 июля для принятия соответствующего законодательства в области криптографии в стране.

В законопроекте рассматривается цифровая проверка анонимного пользователя с его письменного согласия, функционирующего как способ подписания «умного контракта». Выполнение транзакции завершается после подписания и может быть оспорено только в том случае, если в процессе компьютерной программы участвует третья сторона.

Законопроект также разрешает обработку и сбор больших объемов данных.

Юридическому отделу Государственной Думы было поручено разъяснить такие понятия, как «криптовалюта» и «токен», а не «цифровые деньги» и «цифровое право», учитывая условия, которые применяются на практике.

В законопроекте не рассматриваются все указания президента, но он предлагает настройки для дальнейшего регулирования криптовалютной отрасли, сказал Игорь Судетс, директор образовательной программы «Блокчейн для юристов» в Российском экономическом университете им.Г.В.Плеханова.

Поскольку криптовалюты и токены в настоящее время не имеют юридического статуса, их можно использовать для взяток, вывода средств и выплаты «черных» зарплат, сказал Судетс.

Если России не удастся легализовать криптовалюту в той или иной форме, она упустит многие денежные преимущества и возможность решить многие важные финансовые проблемы в своей стране.

n-z-d.com

Перспективы правового регулирования криптовалюты в РФ

Рагулина Анастасия Вячеславовна Директор ООО «МаТИК. Яковлев и партнеры», кандидат юридических наук, доцент Московского Государственного Юридического Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

Никто не сможет отрицать того факта, что в России существует рынок криптовалют, который не регулируется действующим законодательством.

В настоящее время существует только один закон, который косвенно можно применить к виртуальным деньгам. Это ФЗ №86 от 10.07.2002 года, в котором установлен полный запрет выпускать денежные суррогаты на нашей территории.

В Российской Федерации на официальном уровне о криптовалюте впервые заговорили в 2014 году. Правительство и Центральный Банк проявили интерес к биткоину, посчитав его перспективным финансовым инструментом. Обсуждался вопрос о том, можно ли его отнести к виртуальной валюте или суррогатным денежным средствам.

Однако уже в 2015 году появился законопроект, запрещающий оборот криптовалют в России. Предшествовало этому решение, принятое Невьянским городским судом о запрете деятельности семи сайтов, которые работали с криптовалютами. В данном судебном акте отмечалось, что криптовалюты могут быть использованы для осуществления преступной деятельности и совершения действий, направленных на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Впоследствии данное решение было отменено судом апелляционной инстанции.

На сегодняшний день прямого запрета на использование криптовалют в России нет. Но, между тем, в 2017 году в Костромской области возбудили уголовное дело против трёх человек, которые обменяли биткоины и получили сумму в размере 500 миллионов рублей. Дело было возбуждено по части 2 статьи 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность, совершенная организованной группой, с извлечением дохода в особо крупном размере).

Создать правовое регулирование криптовалюты и связанных с ней финансовых операций необходимо в целях развития информационной (цифровой) экономики. Это подтверждает и международный опыт. Например, в Австралии, Великобритании, Гонконге, Швейцарии, Китае уже действуют нормативно-правовые акты, регулирующие операции с криптовалютами.

В этой связи особый интерес для юристов представляет вопрос о том, как законодатель определит сущность криптовалюты. Она будет признана товаром, денежным суррогатом или валютой? В настоящее время дать однозначный ответ на него нельзя.

Сложно согласится с тем, что криптовалюта может быть признана товаром, поскольку она не вписывается в традиционное его понимание. Под товаром обычно понимают движимые вещи, наделенные материальными характеристиками.

С точки зрения Банка России, Прокуратуры и Росфинмониторинга криптовалюту надо считать денежным суррогатом. Федеральная налоговая служба предлагает признать криптовалюту валютными ценностями. Однако, если криптовалюта будет введена в оборот в качестве валюты или денежных суррогатов, то это превратит майнинг в неправомерную деятельность, так как их эмиссию может осуществлять только государство. Это скорей всего приведет к возникновению новых правонарушений.

Было предложение отнести криптовалюту к финансовым инструментам, определение которого также не подходит для криптовалюты, которая предназначена не только для оплаты, в нее можно инвестировать.

В законопроекте, подготовленным Министерством финансов РФ, опубликованным 25.01.2018 г. «О цифровых финансовых активах» криптовалюта рассматривается как цифровой финансовый актив.

В любом случае национальное регулирование обращения криптовалют должно учитывать тот факт, что их природа не допускает локального регулирования. Существующие криптовалютные сети не знают границ, поэтому было бы правильным регулировать обращение криптовалюты на уровне межгосударственных соглашений. Поэтому становится понятным, что процесс «внедрения» криптовалюты займет достаточно много времени.

cipr.ru

В каких странах запрещен биткоин? Правовое регулирование криптовалют в России

С момента своего появления в 2009 году биткоин стал действительно уникальным явлением, которым интересуется большое количество людей. Власти различных государств разделились в своем видении самой концепции биткоина: некоторые признают его полноценным платежным средством, а некоторые относятся к нему скептически и даже запрещают.

Правовое регулирование криптовалют: где разрешено, а где нет

Странами, которые официально признали биткоин, являются Япония и Индия. В первой некоторые государственные учреждения уже принимают его в качестве валюты. В рамках финансового законодательства идет работа над тем, чтобы сделать биткоин еще более пригодным для массового использования. В свою очередь, Резервный банк Индии рассматривает возможность использования технологии блокчейн и в настоящее время разрабатывает закон о криптовалюте.

Большая часть других стран мира входит в категорию регулирующих биткоин, но не рассматривающих его как полноценную валюту. К примеру, в США биткоин признали биржевым товаром и операции с ним необходимо вносить в налоговую декларацию. Практически все европейские страны ввели правила регулирования биткоина для борьбы с отмыванием средств и предотвращения киберпреступлений.

Какой правовой статус биткоина в России?

Криптовалюта в России рассматривается властями как цифровой товар, и дискуссии по вопросу ее легализации продолжаются. Какие же опасности видят российские власти в криптовалюте? Прежде всего, есть мнение, что из-за нестабильности рубля легализация биткоинов может негативно отразиться на экономике. Также основанием для возможного запрета является тот факт, что биткоины нередко используются в криминальной сфере. Приверженцы использования криптовалюты, в свою очередь, хотят разработать такую концепцию оборота виртуальной валюты в РФ, с помощью которой можно было бы понять, чем же на самом деле нужно считать биткоины в финансовом плане. Также высказываются опасения, что запрет биткоинов станет препятствием для развития российских технологий, что, несомненно, отрицательно скажется на состоянии экономики страны.

В каких странах запрещен биткоин?

Официально запрещено покупать биткоины гражданам Исландии, несмотря на то, что именно на территории этого государства расположены крупнейшие в мире майнинг-мощности. Такие действия власти Исландии объясняют попыткой предотвратить массовый отток капитала. Биткоин также официально запрещен в Боливии, Эквадоре, Бангладеш, Кыргызстане и Вьетнаме.

Рекомендуем также ознакомиться с такими вопросами

Назад

traders-union.ru


Смотрите также