Расчетные задачи по теме "Альдегиды. карбоновые кислоты. Сложные эфиры" для 10 класса. Задачи по теме сложные эфиры


Примеры задач по химии сложных эфиров и жиров. Видеоурок. Химия 10 Класс

На уроке вы рассмотрите решение качественных и количественных задач по теме «Сложные эфиры. Жиры». Вы потренируетесь в составлении названий и структурных формул сложных эфиров и жиров, узнаете, как с помощью некоторых расчетов можно определить формулу вещества.

Условие задачи.

Какие исходные кислоты и спирты необходимо взять для синтеза сложных эфиров этилбензоата (с запахом мяты) и бензилацетата (с запахом жасмина)? 

Решение

1. Вспомните, как образуется название сложного эфира.

Ответ: сначала указывают название радикала – остатка от спирта, а затем название кислотного остатка.

2. Определим исходные вещества для синтеза этилбензоата и бензилацетата.

«Этил» – остаток этилового спирта, «бензоат» – остаток бензойной кислоты. Следовательно, этилбензоат образуется из бензойной кислоты и этилового спирта. «Бензил» – остаток бензилового спирта, «ацетат» – остаток уксусной кислоты.

Формулы сложных эфиров представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Формулы и исходные вещества для синтеза этилбензоата и бензилацетата

Приведенные сложные эфиры между собой являются изомерами, их состав соответствует формуле С9Н10О2 (Рис. 2).

Рис. 2. Изомерные сложные эфиры

Условие задачи

При гидролизе сложного эфира, молярная масса которого равна 130 г/моль, образуются кислота А и спирт Б. Определите строение эфира, если: а)серебряная соль кислоты А содержит 59,66 % серебра, б) спирт Б не окисляется дихроматом калия.

Решение

1. Предположим, что кислота, образующая сложный эфир, одноосновна. Но если задача не будет решена таким образом, то придется рассматривать случаи двух-, трехосновной кислот и так далее.

2. Запишем формулу серебряной соли и рассчитаем молярную массу углеводородного радикала R в кислоте.

RCOOAg – формула серебряной соли кислоты А.

Зная молярные массы серебра, углерода и кислорода, выразим молярную массу RCOOAg:

Известно, что серебро составляет 59,66 % от массы всей соли. Составим пропорцию:

59,66 % – 108 г/моль

100 % – (M(R) + 152) г/моль

Произведем соответствующие вычисления и найдем молярную массу R:

Такая молярная масса соответствует радикалу этилу – С2Н5. Следовательно, кислота, образующая сложный эфир, – пропановая. Тогда, общая формула эфира – С2Н5СООR.

Зная молярную массу эфира С2Н5СООR, можно найти молярную массу радикала R:

Молярной массе 57 г/моль соответствуют 4 изомерных радикала (Рис. 3).

Рис. 3. Изомеры состава -С4Н9

В условии задачи сказано, что спирт Б не окисляется дихроматом калия, следовательно, этот спирт является третичным.

Таким образом, исходный сложный эфир образован пропановой кислотой и третбутиловым спиртом:

Условие задачи

Растительное масло массой 17,56 г нагрели с 3,36 г гидроксида калия до полного исчезновения масляного слоя. При действии избытка бромной воды на полученный после гидролиза раствор образуется только одно тетрабромпроизводное.

Установите возможную формулу жира.

Решение

Запишем в общем виде уравнение гидролиза жира:

На 1 моль жира при гидролизе приходится 3 моль гидроксида калия.

Найдем количество вещества гидроксида калия и жира (количество жира втрое меньше):

Зная количество и массу жира, можно найти его молярную массу:

На три углеводородных радикала R кислот приходится 705 г/моль:

Зная, что тетрабромпроизводное получено только одно, можно сделать вывод, что все кислотные остатки одинаковы и содержат по 2 двойные связи. Тогда получаем, что в каждом радикале содержится 17 атомов углерода, это радикал линолевой кислоты:

Возможная формула жира представлена на рисунке 4.

Рис. 4. Формула жира

 

Список литературы

  1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. Учебник для 10 класса общеобр. учрежд. Профильный уровень. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. (§57)
  2. Рудзитис Г.Е. Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобр. учрежд. : базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2010. (§31)
  3. Радецкий А.М. Химия. Дидактический материал. 10–11 классы. – М.: Просвещение, 2011. (с. 55–56)
  4. Хомченко И.Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008. (с. 164–166)

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Chemport.ru (Источник).
  3. Fito.nnov.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. №№ 6, 7 с. 128 из Учебника Рудзитиса Г.Е. Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобр. учрежд. : базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2010.
  2. Запишите уравнение реакции этерификации, в результате которой образуется метилбензоат.
  3. Напишите уравнения реакций кислотного и щелочного гидролиза тристеарата.

interneturok.ru

Расчетные задачи по теме "Альдегиды. карбоновые кислоты. Сложные эфиры" для 10 класса

Альдегиды, карбоновые кислоты, сложные эфиры

1. Какую массу альдегида можно получить при окислении этанола массой 84 г, приняв, что массовая доля выхода составляет 85%?

2. Какую массу метанола можно получить при взаимодействии метаналя массой 300 г с водородом, если выход продукта реакции составляет 82 %?

3. Какой объем углекислого газа выделится при сгорании гексанола массой 500 г, если негорючая доля примесей в этом образце составляет 5%?

4. Какая масса этилата натрия образуется при взаимодействии этанола массой 35 г с натрием массой 9,2 г?

5. Какая масса оксида меди (I) образуется при нагреваниигидроксида меди (II) с раствором этаналя массой 55 г с массовой долей 40% ?

6. При взаимодействии уксусного альдегида массой 88 г с водородом объемом 2 литра получили спирт массой 8,5 г. Вычислите выход продукта реакции.

7. При бромировании этана объемом 4, 48 л получили 12 г бромэтана. Каков выход продукта реакции?

8. При окислении этанола массой 15 г получили 17 г этаналя. Вычислите выход продукта реакции (%).

9. Какая масса сажи образуется при термическом разложении этана массой 90 г, если массовая доля выхода составляет 85 %?

10. Какая масса сажи образуется при термическом разложении пропана массой 132 г, если выход составляет 92 %?

11. Какая масса альдегида получается при окислении пропанола массой 250 г, приняв, что массовая доля выхода составляет 80%?

12. Какую массу этанола можно получить при взаимодействии этаналя массой 220 г с водородом, если выход продукта реакции составляет 85%?

13. Какой объем углекислого газа выделяется при сгорании пентанола массой 310 г, если негорючая доля примесей в этом образце составляет 4%?

14. Какая масса пропилата натрия образуется при взаимодействии пропанола массой 40 г с натрием массой 8,5г?

15. Какая масса оксида меди (I) образуется при нагревании гидроксида меди (II) с раствором пропаналя массой 24 г с массовой долей 35%?

16. при взаимодействии уксусного альдегида массой 90 г сводородом объемом 2,3 литра получили спирт массой 9,5 г. Вычислите выход продукта реакции.

17. При хлорировании пропана объемом 4, 48 л получили 12 г хлорпропана. Каков выход продукта реакции?

18. При окислении пропанола массой 17 г получили 19 г пропаналя. Вычислите выход продукта реакции (%).

19. Какая масса сажи образуется при термическом разложении метана массой 90 г, если массовая доля выхода составляет 85 %?

20. Какая масса сажи образуется при термическом разложении бутана массой 155 г, если выход составляет 95 %?

21.Сколько грамм образуется сложного эфира, если взаимодействует

25 г уксусной кислоты и 30 г метилового спирта?

22. Сколько потребуется грамм муравьиного альдегида для реакции серебряного зеркала, если образуется 5 г серебра?

23.Сколько грамм необходимо взять этилового спирта для реакции с муравьиной кислотой, чтобы получить 500 г этилового эфира муравьиной кислоты?

24.Определить сколько грамм образуется этилового эфира пропановой кислоты, если для реакции взяли 500 г 25% раствора пропановой кислоты.

infourok.ru

Модульное занятие по теме «Сложные эфиры. Жиры»

Модульное занятие по теме « Сложные эфиры. Жиры»

Цель: изучить строение и свойства сложных эфиров как производных спиртов и карбоновых кислот; выяснить химическую природу жиров и познакомиться с их применением и получением в промышленности.

УЭ-0 Постановка целей и задач изучения темы.

Цель: ознакомиться с содержанием модуля, определить основные цели изучения темы и сформулировать учебные задачи.

Задание 1. Ознакомьтесь с содержанием модуля, и источниками информации:

Задание 2. Внимательно ознакомьтесь с вопросами, предлагаемыми для изучения:

  • получение сложных эфиров реакцией этерификации;
  • нахождение сложных эфиров в природе;
  • значение сложных эфиров;
  • применение сложных эфиров на основе свойств.
  • нахождение жиров в природе;
  • состав жиров;
  • химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров;
  • применение жиров на основе свойств;
  • мыла.
Задание 3*. Составьте план работы по изучению темы или воспользуйтесь материалами модуля.

УЭ-1 Проверка знаний по теме «Альдегиды. Карбоновые кислоты» и входной контроль по теме «Сложные эфиры. Жиры.»

Цель: проверить свои знания по изученной теме с учетом выполнения заданий модуля и домашней работы и установить первоначальный уровень знаний по новой теме.

Задание 1. Выполните упражнения.

1.Определите по формулам принадлежность веществ к классам альдегидов и кислот: С2Н4О; С3Н6О2; С3Н6О; С2Н4О2. СН2О. СН2О2. Составьте структурные формулы веществ и дайте им названия по международной номенклатуре.

2. Составьте схемы реакций взаимодействия уксусной кислоты с цинком, оксидом цинка, гидроксидом цинка и этанолом. Какая их этих реакций является характерной для уксусной кислоты как типичной органической кислоты?

Задание 2. Вспомните, что вы знаете жирах и отметьте в схеме:

  • агрегатное состояние –
  • растворимость в воде –
  • действие на жиры органических растворителей –
  • применение в быту –
  • химическая природа жиров –
Последний пункт относится к теме, которую вам предстоит изучить.

УЭ-2 Нахождение сложных эфиров в природе и их значение.

Цель: определить, где встречаются сложные эфиры в природе и какое значение они имеют.

Задание . Изучите по своему учебнику и дополнительной литературе материал о нахождении и значении сложных эфиров в природе. Обратите внимание на их разнообразие и неядовитость многих из них. На этом основано их применение. Полученную информацию занесите в таблицу.

УЭ-3. Получение сложных эфиров реакцией этерификации и их применение.

Цель: выяснить сущность реакции этерификации; познакомиться с применением сложных эфиров на основе их свойств.

Задание 1. Познакомьтесь с получением сложных эфиров по учебнику.

Задание 2. Прочитайте о применении сложных эфиров и запишите наиболее важные сферы применения в таблицу.

УЭ-4 Жиры и их свойства.

Цель: повторить и дополнить сведения о жирах и выяснить их химическую природу; познакомиться со свойствами жиров и их применением в промышленности.

Задание 1. Вспомните, что вы знаете о жирах и их физиологическом значении из курса биологии, их нахождении в природе и использовании в качестве пищевого сырья.

Задание 2. Выясните их химическую природу и причину, по которой жиры могут быть твердыми или жидкими. Полученные сведения занесите в таблицу.

Задание 3. Изучите свойства жиров: Не забывайте отмечать сведения в таблице!

УЭ-5 Получение и применение жиров.

Цель: познакомиться со сферами применения жиров в промышленности на основе их свойств и основными способами их получения для пищевых и непищевых нужд.

Задание 1. Изучите способы получения жиров (при этом не забывайте УЭ-0, задание 2).

Задание 2. Ознакомьтесь с применением жиров по учебнику. Обратите внимание на промышленные способы получения жиров из непищевого сырья. Отметьте, где используется основная масса непищевых жиров и какие виды мыла производятся в промышленности кроме известного вам.

УЭ-6. Синтетические моющие средства.

Цель: познакомиться с синтетическими моющими средствами как продуктами химической промышленности и выяснить их отличие от обычного жирового мыла; познакомиться со способами промышленного получения СМС.

Задание 1. Просмотрите в учебнике и дополнительной литературе материал о синтетических моющих средствах и отметьте сходство и отличие СМС и обычного мыла.

УЭ-7 Резюме и контроль по изученной теме.

Цель: подвести итоги изучения темы и провести самоконтроль полученных знаний.

Задание 1. Просмотрите выполненную вами работу. Сравните вопросы из задания 2 УЭ-0 и требования, которые предъявляются к данной теме. После изучения темы вы должны:

  • знать: состав мыла.
  • уметь: называть сложные эфиры по «тривиальной» или международной номенклатуре
  • определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров, классу жиров; мылам;
  • характеризовать строение и химические свойства жиров
Задание 2. Выполните упражнения.

1.Определите по формулам принадлежность веществ к классам сложных эфиров, жиров, мылам: С16Н33СООNa; С3Н5О2CН3 С3Н5О3 (СОСnН2n+1)3.

2.Какие части можно выделить в строении молекул сложных эфиров и жиров? В чем их сходство и различие? Как это отражается на химических свойствах веществ?

3. Составьте схемы реакций взаимодействия муравьиной кислоты с метанолом и пропанолом – 1. назовите получившиеся сложные эфиры по любой номенклатуре.

4. Как отличить растворы обычного мыла и СМС при помощи одного реактива? 5. Что произойдет, растительное масло оставить на долгое время открытым?

6. Можно ли употреблять для пищевых целей жиры, которые являются природными, но считаются непищевыми? Объясните свои предположения.

Таблица 1

Характеристики Сложные эфиры карбоновых кислот и спиртов Жиры
Нахождение в природе  

 

Особенности строения молекул  

 

Особенности номенклатуры

 

 

Физические свойства

 

 

Характерные химические свойства

 

 

Основные способы получения.

 

 

Применение

him.na5bal.ru

задачи по теме сложные эфиры и жиры с ответами | Результаты Поиска Q.ent-2014.kz

4.1 529 задачи по теме сложные эфиры и жиры с ответами

Тема 6. "Карбоновые кислоты".. Химия, Архив

Перейти к списку задач и тестов по теме "Тема 6. ... кислоты R—COOH являются изомерами сложных эфиров (сокращенно R'—COOR'') с тем же числом ...

  www.yaklass.ru

ЕГЭ 2013. Химия. Тематические тренировочные задания ...

Тема 6. Сложные эфиры. Жиры. Углеводы 28. Тема 7. Амины. Аминокислоты 33. Тема 8. ... ОТВЕТЫ НА ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ.

  www.alleng.ru

ГДЗ по химии за 10 класс к Дидактическому материалу «Химия ...

Тема I. Теория химического строения органических соединений ... Тема VIII. Сложные эфиры. Жиры. Работа 1 Сложные эфиры. Вариант 1 · Работа 1 Сложные эфиры. ... Скачать решебник и задачник «Дидактический материал .

  5terka.com

Сложные эфиры и жиры тест с ответами по теме химии

Укажите верное суждение: а)сложные эфиры — это производные ... Тест « Сложные эфиры и жиры» с ответами рассчитан на старшеклассников, которые ... Тест выдержан в формате ЕГЭ: задания содержат несколько вариантов ...

  obrazovaka.ru

Химия 10 класс. Контрольные работы в новом формате ...

Тема 5. Сложные эфиры и жиры. Углеводы. Азотсодержащие соединения 67 ... ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 124

  www.alleng.ru

Разработка урока по химии в 10 классе. Тема урока: Сложные ...

Рассмотреть распространение сложных эфиров и жиров в природе. ... 3 Правильные ответы: 1. г; 2. а, в, д, е, ж, з, к; 3. в; 4. г; 5. а Номенклатура .... Задача: Относительная плотность органического вещества по водороду равна 30.

  docplayer.ru

Сложные эфиры. Жиры

Сложные эфиры. Жиры. Сложные эфиры можно рассматривать как производные кислот, у которых атом водорода в карбоксильной группе замещен на ...

  edu.sernam.ru

Примеры задач по химии сложных эфиров и жиров. Видеоурок ...

На уроке вы рассмотрите решение качественных и количественных задач по теме «Сложные эфиры. Жиры». Вы потренируетесь в составлении ...

  interneturok.ru

Сложные эфиры и жиры. Открытый урок-исследование по химии ...

14 июл 2012 ... Закрепить знания о сложных эфирах, их номенклатуре, реакции ... Главная · Группы · Мой мини-сайт · Ответы на часто задаваемые ... Методическая разработка по химии (10 класс) на тему: ... Задачи урока.

  nsportal.ru

Сложные эфиры. Жиры. Мыло

24 дек 2012 ... Данный урок подводит итоги темы «Сложные эфиры», на изучение которой по ... Задачи: - систематизация знаний о сложных эфирах; ... Выступление докладчика - представителя группы, ответы членов группы на ...

  www.ug.ru

10 класс. Химия. Жиры. Строение, химические свойства, функции...

Примеры задач по химии сложных эфиров и жиров. Тест по теме.

  www.kursoteka.ru

Задачи по теме Сложные эфиры. Жиры. Мыла

Если с первого раза не нашли решение на нужное готовое задание, попробуте поиск по другим похожим ключевым фразам из ее условия. Задачи по теме Сложные эфиры. Жиры.

  online-tusa.com

Проверочная работа на тему: Жиры | 2. Решение Задач

1.Тестовое задание по теме: Жиры.

  infourok.ru

Примеры решения задач - HimHelp.ru

Ответ. 50% СН3СН2СООН, 50% СН3СООСН3. Задача 2. Относительная плотность паров сложного эфира по водороду равна 44.

  www.himhelp.ru

Задачи и упражнения на тему Сложные эфиры. Жиры. Мыла

Гдз из параграфа по теме: § 13. Сложные эфиры. Жиры. Мыла.

  famiredo.ru

Примеры задач по химии сложных эфиров и жиров — Анапский...

На уроке вы рассмотрите решение качественных и количественных задач по теме «Сложные эфиры. Жиры».

  aitanapa.ru

Задачи на тему Сложные эфиры. Жиры из задачника Радецкий...

Название темы: Сложные эфиры. Вариант 1.

  davay5.com

Задания по теме § 13. Сложные эфиры. Жиры. Мыла

Гдз из параграфа по теме: § 13. Сложные эфиры. Жиры. Мыла.

  bambookes.ru

Тема №24 «Сложные эфиры. Жиры. Мыла» | CHEM-MIND.com

Все Вариаты ЕГЭ Тесты по заданиям Тесты по темам.

  www.chem-mind.com

Примеры задач по химии сложных эфиров и жиров. Видеоурок.

На уроке вы рассмотрите решение качественных и количественных задач по теме «Сложные эфиры. Жиры».

  interneturok.ru

q.ent-2014.kz

обобщение и отработка знаний по теме «Сложные эфиры» Задачи урока

Урок – семинар в 10 биолого-химическом классе

по теме «Сложные эфиры»

Цель урока: обобщение и отработка знаний по теме «Сложные эфиры»

Задачи урока

Развивающие: развивать умение отбирать самостоятельно дополнительный материал, анализировать его, создавать презентацию, выступать на уроке.

Обучающие: тренировать умение составлять уравнения реакций, решать расчетные задачи, воспринимать новый дополнительный материал.

Воспитательные: научить работать в командах, проявлять инициативу, умение слушать одноклассников, давать им оценку.

Предварительная работа: 1) раздать вопросы к семинару, 2) предложить отдельные задания для желающих, курировать их подготовку,

3) подобрать материал из интернет-ресурсов, 4) создать презентацию к уроку, вставив в нее слайды детских презентаций.

Ход урока

1 этап – организационный момент. Сообщить тему и план урока.

Вместо эпиграфа:

Управляют целым миром.В барбариске и ириске, В мармеладке, в шоколадке,В лепестках сирени майской – Всюду их незримый след.Ароматами жасмина, “Пепси-колы”, апельсина,Несравненной розы алойОни пленяют белый свет.Чашка кофе по утрам иИ от насморка бальзам,Сливки с капельками жира – Это сложные эфиры.Если спирт и кислотаУчаствуют в реакции – Получаются эфирыЭтерификацией.

2 этап – актуализация знаний. Тестирование по теме «Сложные эфиры». Фронтальная работа с проверкой результатов через экран.

Вопрос 1: Общая формула сложных эфиров:1) R – СНО 2) R – СООН3) R – СН2 – ОН4) R – СО – О – R΄

Вопрос 2: Вещество состава C3H6O2 может быть отнесено к классу:1) предельных двухатомныхспиртов 2) кетонов3) сложных эфиров 4) простых эфиров

Вопрос 3: Вещество с формулой СН3–СН2–СН2–СОО–СН3 относится к:1) кетонам2) сложным эфирам3) карбоновым кислотам4) простым эфирам

Вопрос 4: К сложным эфирам не относится: 1) метилацетат2) этиловый эфир уксусной кислоты3) этилформиат4) метилэтиловый эфир

Вопрос 5: Пропионовая кислота и метилацетат являются:1) изомерами углеродного скелета2) гомологами3) одним и тем же веществом4) межклассовыми изомерами

Вопрос 6: Сложный эфир можно получить взаимодействием: 1) этанола и пропанола2) метаналя и этанола3) метановой кислоты и этанола 4) глицерина и натрия

Вопрос 7: Реакция между муравьиной кислотой и этанолом называется:1) гидролизом 2) этерификацией 3) омылением 4) поликонденсацией

Вопрос 8: Продуктами реакции этерификации являются:1) альдегид и вода2) простой эфир и вода3) сложный эфир и вода4) карбоновая кислота и спирт

Вопрос 9: В результате кислотного гидролиза сложного эфира образуются:1) карбоновая кислота и спирт 2) карбоновая кислота и альдегид3) соль карбоновой кислоты и спирт4) простой эфир и спирт

Вопрос 10: При щелочном гидролизе сложного эфира образуются:1) соль карбоновой кислоты и спирт2) карбоновая кислота и спирт3) соль карбоновой кислоты и алкоголят4) карбоновая кислота и альдегид.

3 этап – «немного истории». Сообщение ученика об истории открытия сложных эфиров. Имена ученых, которые работали с эфирами.

Сегодня я хочу рассказать о некоторых химиках, работы которых непосредственно связаны со сложными эфирами.

1) де Лаурагваис В 1759 г. де Лаурагваис перегнал «крепкую уксусную кислоту с винным спиртом» и получил некоторое количество житкости, запах которой отличался от запаха исходных веществ. Это был уксусноэтиловый эфир, класс сложных эфиров:

Ch4-COOH + C2H5OH ↔ Ch4COOC2H5 + h3 О

2) Карл Шелле (Шведский химик)

Термин «эфир»впервые применил к синтезированному веществу в 1782 г.Карл Шееле.

3) В 1811 г. Мишель Эжен Шеврель ( Французский химик- органик)открыл, что при гидролизе жиров образуются глицерин и карбоновые кислоты. - Главнейшие работы посвящены жирным кислотам. Он дал (1813) почти верный процентный состав глицерина и доказал, что растительные масла (миндальное, льняное, сурепное и др.) и животные жиры по их химическому характеру можно считать кислотными эфирами глицерина, и таким образом он расчистил путь для синтеза Бартло, получившего в 1853 г. искусственно жиры нагреванием глицерина с жирными кислотами.

4)Дюма Жан Батист Андре (1800 –1884)- Определил (1827) состав ацетона и сложных эфиров.- Установил, что жиры являются сложными эфирами.

5) В 1854 г. Марселен Бартло осуществил обратный процесс синтеза жира.- Впервые синтезировал жироподобные вещества, этиловый спирт путем гидратации этилена.

6) Кляйзен Людвиг Райнер января 1851 г. – января 1930 г.- В 1887 г. открыл реакцию диспропорционирования альдегидов с образованием сложных эфиров под действием слабых оснований (реакция Кляйзена).

7) Тищенко Вячеслав Евгеньевич (1861-1941). Советский химик-органик, академик АН СССР(1935).- Открыл реакцию конденсации альдегидов жирного ряда(1906), или реакция Тищенко.

4 этап – «запахи». Сообщения по вопросу запахов.

Запахи

Способность различать запахи называют обонянием. В носу у человека около 50 млн. рецепторов обонятельного эпителия (у собаки – свыше 200млн), представляющих собой оголенные нервные окончания. Это свидетельствует о том, что обоняние – это одно из самых древних и примитивных чувств. Ощущение запаха возникает только при вдохе (надо нюхать). Ученые предполагают, что молекула пахнущего вещества приближается к рецептору и “укладывается” в особую шель, которая имеет форму, соответствующую форме данной молекулы (принцип ключа и замка), т.е. молекулы веществ, имеющих запах одного типа, должны иметь сходное пространственное строение.

На основе этой теории предложена классификация запахов: гнилостный, острый, эфирный, мятный, цветочный, мускусный, камфорный. Молярная масса душистых веществ, как правило, не превышает 300г/моль. Запах более выражен у тех веществ, молекулы которых имеют разветвленный углеродный скелет. Приятный запах присущ соединениям, молекулы которых содержат более 6 атомов углерода в цепи. На силу и характер запахов влияют различные виды изомерии. Иногда запах зависит от концентрации вещества.

  Значение и влияние запахов для человека.

Наш организм не безразличен к запахам. Если воздух загрязнен дымом, плохо пахнет, мозг подает сигнал тревоги, носовая щель сужается, и в легкие поступает меньше воздуха. Аромат цветов, леса, моря вдыхать приятно, мы чувствуем, как легко дышится, когда воздух приятно пахнет.

Неприятный запах испорченной пищи предупреждает нас: “Не бери в рот! Опасно!” О пожаре предупреждает запах дыма.

Одежда впитывает запахи табачного дыма, пищи, духов; часто по запаху одежды можно определить профессию человека.

У курящих острота обоняния ниже, чем у некурящих. Огорчение и волнение притупляет обоняние. Во влажном воздухе запах ощущается

К запахам можно привыкнуть. Неумеренные дозы и слишком продолжительное воздействие неприятных запахов могут безвозвратно лишить человека обоняния.

Химическое соединение, запах которого человек может обнаружить, при наименьшей концентрации вещества в воздухе - ванилин. Достаточно 2.10-11 г ванилина на 1 л воздуха, чтобы мы почувствовали его присутствие.

Люди способны выделять не только притягивающие ароматические вещества (антрактанты), но и отталкивающие (репелленты).

Антрактанты чаще выделяются тогда, когда человек находится в хорошем состоянии, репелленты – во время депрессии, стрессов, ссор, когда человек ощущает страх и дискомфорт. По-видимому, существует запах страха, об этом писал А. Вознесенский :

Когда человек боится, выделяется адреналин,

Это знают собаки и с лаем бегут за ним.

Науку о лечении запахами называют ароматерапией. замечено, что запахи мирта, лимона, мяты оказывают тонизирующее действие на нервную систему, ароматы розы, жасмина, лаванды – успокаивающее. Запахи пиридина и толуола повышают остроту ночного зрения, а запахи бензола и гераниола – остроту слуха. Значение запахов для животных.

Животные используют обоняние для поисков пищи, запах для них – средство коммуникации, взаимодействия полов.

Акула способна за 1 км почуять в воде запах капли крови. Лосось находит место своего рождения по запаху за сотни километров.

Собака-ищейка различает до 500 тыс. запахов, может обнаружить масляную кислоту в воздухе при ее содержании 10-18 г/см3.

Моль чует запах за 10-11 км. комаров привлекает запах молочной кислоты, содержащейся в поте человека.

Сильный запах сложных эфиров очень мудро используют пчелы. Ужалив жертву, они вместе с ядом впрыскивают в ранку смесь сложных эфиров, характерный запах которой и побуждает других пчел устремиться к месту укуса.

Некоторые виды клопов и муравьев для предупреждения соплеменников об опасности выделяют гексаналь.

Самки обезьян для привлечения самцов выделяют уксусную и пропионовую кислоты.

В Бразилии обитают бабочки, которые издают сильный и приятный запах, поэтому их специально держат дома для ароматизации воздуха.

Пищевые ароматизаторы

Ароматизаторы — это добавки, вносимые в пищевой продукт для улучшения его аромата и вкуса.

Натуральные ароматизаторы (эссенции)

В процессе роста растений образуются особые соединения (эфирные масла). Из продуктов питания выделено уже более 5000 различных аромато- и вкусообразующих веществ: углеводородов, гетероциклических и карбонильных соединений, спиртов, кислот, эфиров и т. д.

Пищевой ароматизатор, ранее в русском языке для них были приняты термины «эссенция» или «сухие духи». Сложные эфиры широко используются в ароматизаторов. Сложные эфиры на основе низших спиртов и кислот используют в пищевой промышленности при создании фруктовых эссенций. Когда число атомов С в исходных карбоновой кислоте и спирте не превышает 6–8, соответствующие сложные эфиры представляют собой бесцветные маслянистые жидкости, чаще всего с фруктовым запахом. Они составляют группу фруктовых эфиров. Если в образовании сложного эфира участвует ароматический спирт (содержащий ароматическое ядро), то такие соединения обладают, как правило, не фруктовым, а цветочным запахом. Все соединения этой группы практически нерастворимы в воде, но легко растворимы в большинстве органических растворителей. Интересны эти соединения широким спектром приятных ароматов (табл. 1), некоторые из них вначале были выделены из растений, а позже синтезированы искусственно.

Натуральные ароматизаторы извлекаются физическими способами (прессованием, экстракцией, дистилляцией) из исходных материалов растительного или животного происхождения. По различным причинам производство пищевых продуктов с использованием только натуральных ароматизаторов невозможно: во-первых, из-за высокой стоимости исходного сырья, во-вторых, из-за ограниченности при­родных сырьевых ресурсов. Решить эти проблемы помогают «идентичные натуральным» ароматические вещества.

Идентичный натуральному означает «такой же, как и природный». По составу основных ароматических компонентов и их химической структуре идентичные натуральным ароматизаторы полностью соответствуют природным. При этом часть компонентов или даже весь ароматизатор целиком получают искусственным путем. Химическим синтезом получают, например, ванилин. Для большинства идентичных натуральным ароматизаторов характерна относительная дешевизна. Так, ванилин, являющийся продуктом, идентичным натуральному, полностью соответствует ванилину, содержащемуся в стручках ванили. Потребность в ванильном аромате столь велика, что в природе просто отсутствует необходимое количество этого растения.

Искусственные ароматизаторы содержат по меньшей мере одно искусственное вещество, которого в природе не существует. Его получают химическим синтезом. Искусственные ароматизаторы отличаются дешевизной. Например, искусственным ароматизатором является давно в широко используемый в кондитерской промышленности арованилон (этилванилин).

Ароматизаторы чаще всего растворяют в пищевом спирте (этаноле), пропиленгликоле (Е1520) или других специальных растворителях, придающих им те или иные свойства.

5 этап – практикум по составлению уравнений реакций этерификации. Составить уравнения реакций получения из соответствующей кислоты и спирта следующих эфиров: изопропилацетат, пентилформиат, этилбензоат.

6 этап – лекарства на основе сложных эфиров. Сообщения по применению валидола и аспирина.

АСПИРИН

АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ (2-(АЦЕТИЛОКСИ)-БЕНЗОЙНАЯ) КИСЛОТА – белое кристаллическое вещество, малорастворимое в воде, хорошо растворимо в спирте, в растворах щелочей. Это вещество получают взаимодействием салициловой кислоты с уксусным ангидридом:

 В 1860 немецкий химик А.Кольбе разработал метод синтеза салициловой кислоты взаимодействием фенолята натрия с углекислым газом, и вскоре в Германии появился завод по производству этого вещества.

ВАЛИДОЛ

Способ получения ментилового эфира изовалериановой кислоты взаимодействием ментола с изовалериановой кислотой в присутствии серной кислоты при нагревании

Валидол — это 25-30% раствор ментола (1) в ментоловом эфире изовалериановой кислоты (2). Представляет собой бесцветную жидкость с запахом ментола, хорошо растворимую в спирте и нерастворимую в воде. Плотность валидола составляет 0, 896 — 0, 909 г/см3.

7 этап – термореактивные пластмассы на основе полиэфиров. Сообщения о выпуске пластмасс на основе полиэфиров.

Полиэфиры – это полимеры в виде волокон. Применяются в различных областях науки и техники, могут быть как пластиками, так и волокнами. Мы можем встретить их в одежде, пластиковых бутылках, воздушных шариках.

Полиэфиры можно сделать термореактивными, соединяя двухатомные спирты с ненасыщенными дикарбоновыми кислотами и добавляя другой ненасыщенный мономер, например стирол. Эти термореактивные полиэфирные пластмассы называют стирольными алкидными смолами. Один из важных представителей этого класса синтезируется из малеинового ангидрида, этиленгликоля или пропиленгликоля и стирола. В результате получаются прозрачные, твердые, прочные, высокоплавкие нерастворимые материалы, в которые в процессе приготовления могут быть введены наполнители, пигменты, пластификаторы и стабилизаторы. Они широко применяются как связующие для слоистых материалов, покрытия, герметики и клеи. Однако наиболее важное их применение - в производстве корпусов парусных и моторных лодок, которые теперь делают исключительно из термореактивных полиэфиров, армированных стекловолокном.

Сложные эфиры - высоковязкие жидкости либо твердые аморфные или кристаллические вещества. Сложные полиэфиры чаще всего не растворяются в воде, растворяются в органических растворителях, причем, кристаллические растворяются хуже аморфных. Алифатические полиэфиры сложные обычно хорошо растворяются в хлорированных углеводородах, бензоле, диоксане, ацетоне, этилацетате. Ароматические - в  крезолах, хлороформе, тетрахлорэтане, нитробензоле. Температуры размягчения алифатических и ароматических полиэфиров сложных лежат в областях соотв. от -50 до 100 °С и 200-400 °С. В полимераналогичных рядах полиэфиры с четным числом атомов С в звене более высокоплавкие, чем полиэфиры с нечетным числом. Ароматические эфиры сложные начинают разлагаться выше 300°С. Полиэфиры сложные вступают во все характерные для сложных эфиров реакции (например,  гидролиз, алкоголиз, ацидолиз). Они растворимы в некоторых высококипящих растворителях. Они не набухают в воде, но постепенно гидролизуются и разрушаются кислотами и щелочами, особенно при повышенных температурах.

Другими термореактивными полимерами, широко применяемыми для литья, инкапсулирования, а также в качестве покрытий, связующих для слоистых материалов (ламинатов) и клеев, являются эпоксидные смолы. Получающиеся в результате перекрестно сшитые материалы бесцветны, тверды, тугоплавки и нерастворимы; они обладают отличной клейкостью, гибкостью и химической устойчивостью. Для получения термостойких высококачественных композитов, используемых в космической технике, ракетных двигателях и авиации, разработан другой класс термореактивных смол. Они известны под названием полималеинимидов. Первая стадия их синтеза состоит в реакции малеинового ангидрида с диамином. Одним из примеров сложных эфиров может служить полиэтилентерефталат (термопластический полимер). Из него в промышленности получают синтетическое волокно «Лавсан». Лавсановую ткань сочетают с хлопком, льном, шерстью. Такие ткани почти не выгорают, стойки к истиранию, их почти не нужно гладить. Но их нельзя гладить горячим утюгом, т.к полиэтилентерефталат термически неустойчив. Пластиковые бутылки также изготавливают из полиэтилентерефталата. Метиловый эфир метакриловой кислоты легко полимеризуется с образованием ценного полимера – органического стекла, из которого изготовляют колпаки реактивных самолётов и пуленепробиваемое стекло «Триплекс». »Триплекс» состоит из нескольких пластин органического стекла, склеенных слоями прозрачной пластмассы. Он выдерживает удары пуль даже на малых расстояниях.

8 этап – решение задач. Решить задачу:

Имеется 148 г смеси двух органических соедине­ний одинакового состава С3Н6О2. Определите строение этих сое­динений и их массовые доли в смеси, если известно, что одно из них при взаимодействии с избытком гидрокарбоната натрия вы­деляет 22,4 л (н.у.) оксида углерода (IV), а другое не реагирует с карбонатом натрия и аммиачным раствором оксида серебра, но при нагревании с водным раствором гидроксида натрия образует спирт и соль кислоты.

9 этап – подведение итогов урока, выставление оценок.

publekc.ru

Методическая разработка урока по теме: «Сложные эфиры»

Департамент образования Тульской области

ГОУ СПО ТО «Тульский промышленный техникум»

Методическая разработка

урока по теме:

«Сложные эфиры»

Разработала

преподаватель химии и биологии

Фомина Л.А.

Тема урока: "Сложные эфиры"

Цель: познакомить обучающихся с классом сложных эфиров, их свойствами, применением в промышленности и быту.

Задачи:

Образовательные:

  • дать обучающимся понятие о составе и строении сложных эфиров;
  • отработать умение выделять общие существенные свойства, на основе которых вещества объединяются в класс сложных эфиров, рассмотреть получение и применение сложных эфиров; дать понятие о реакции этерификации.
Развивающие:
  • формирование умений составлять формулы сложных эфиров и называть их, умений составлять уравнения реакций гидролиза и этерификации,
  • развить знания учащихся о закономерностях химических реакций, об условиях смещения химического равновесия;
  • развитие логического мышления, внимания, памяти.
Воспитательные:
  • воспитание познавательной активности, доброжелательности, уважения друг к другу, умения слушать и верно оценивать ответы товарищей, воспитание культуры общения, самостоятельности в приобретении знаний.
Тип урока: изучение нового материала.

Метод урока: словесный и сопутствующий ему наглядный.

Материально-техническое оснащение: Образцы сложных эфиров, оборудование и реактивы для проведения опыта и гидролиза сложного эфира. На столах обучающихся: образцы фруктовых эссенций, оборудование для практической работы; определительные карточки для самостоятельной работы.

Дидактическое оснащение: Габриелян О.С. Химия: учебник для студентов профессиональных учебных заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2011.Ход урока

I. Организационной момент.

Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке.

Приветствие, проверка присутствующих, готовности к уроку, порядка в группе.

Сообщение темы и плана урока, постановка цели.

Цель: подготовка обучающихся к восприятию нового материала.

Тема и цели урока сообщаются устно, план урока также сообщается устно.

II. Контроль и актуализация опорных знаний обучающихся.

Цель: выяснение уровня знаний, умений навыков, необходимых для восприятия нового материала. Предварительная проверка проводится в начале урока (актуализация знаний). Результаты ее дают представление о знаниях учащихся и помогают скорректировать работу на уроке и своевременно организовать консультацию.

Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

1) Кроме углеводородов, существуют органические вещества, содержащие кислород или кислородсодержащие органические вещества. С какими из них вы знакомы?

- Спирты и фенолы.

- Альдегиды и карбоновые кислоты.

- Простые эфиры.

2) Какие соединения получаются при избытке спирта и более низкой температуре?

3) Преподаватель ставит перед обучающимися проблему. Какие соединения получаются при взаимодействии спиртов с карбоновыми кислотами?

- Все спирты взаимодействуют с кислотами, образуя соединения, называемые сложными эфирами Способность образовать сложные эфиры, является характерным свойством, как всех спиртов, так и всех кислот.

III. Изучение и усвоение нового материала.

Цель: сообщение обучающимся нового материала.

Изучение нового материала проводится по плану, который преподаватель сообщил обучающимся.

Итак, тема урока “Сложные эфиры” - запись в тетради

Что означает слово “эфир”? Где вы встречались с этим словом? - …

Преподаватель дополняет ответы обучающихся: “Эфир” - 1) Бесцветная, летучая жидкость с резким запахом, использующаяся в медицине и в технике, например, серный эфир. 2) Название среды, в которой распространяются радиоволны, например, сообщение в эфире; прямой эфир – радио – или телепередача без предварительной записи. (Словарь иностранных слов)

1. Определение. Сложными эфирами называются органические вещества, которые образуются при взаимодействии кислот со спиртами, идущими с отщеплением воды.

Общая формула: R – C = O

O – R! , где R – одинаковые или разные радикалы углеводородов

Метод меченых атомов

:

Реакция образования сложных эфиров при взаимодействии кислот и спиртов называется реакцией этерификации. Этерификации сопутствует обратный процесс – гидролиз сложных эфиров. Он состоит в том, что при взаимодействии сложного эфира с водой снова образуется кислота и спирт. Т. о., данная реакция является обратимой. И, чтобы сместить равновесие в сторону получения сложного эфира, необходимо из реакционной смеси удалять воду. Реакция этерификации, также ускоряется при действии катализаторов – минеральных кислот, например серной.

2. Номенклатура, изомерия (см. учеб. стр. 117).

Для сложных эфиров характерна только структурная изомерия (3 её вида).

1-й вид – изомерия углеродного скелета

 

2-й вид – изомерия положения сложноэфирной группировки

3-й вид - межклассовая изомерия:

3. Нахождение в природе (самостоятельно).

Сложные эфиры – вещества, широко распространенные в природе. Приятные ароматы цветов, плодов и ягод в значительной степени обусловлены присутствующими в них сложными эфирами.

4. Физические свойства (самостоятельно по учебнику)

Экспериментальная работа! (Образцы фруктовых эссенций под №)

Пробирка № 1

Пробирка № 2

Пробирка № 3

Пробирка № 4

Пробирка № 5

Задание: определить по запаху какие напитки находятся в пробирках (грушевый, абрикосовый, ананасовый, банановый, апельсиновый)

5. Химические свойства.

Характерное свойство сложных эфиров – взаимодействие их с водой (гидролиз). При гидролизе сложных эфиров образуется равновесная смесь эфира и воды с продуктами гидролиза:

Установление этого равновесия катализируется кислотами.

В щелочной среде реакция также идет быстрее. Гидроксид-ионы не только катализируют гидролиз, но и сдвигают равновесие в сторону образования кислоты и спирта, поскольку образующаяся кислота превращается в соль и выводится из равновесной смеси:

RCO2R! + h3O RCO2H + R!OH

RCO2H + OH- —> RCO2- + h3O

Т.о., в присутствии основания реакция гидролиза сложных эфиров доходит до конца:

RCO2R! + NaOH —> RCO2Na + R! OH

6. Получение (р. этерификации).

Практическая работа № 6 Синтез этилового эфира уксусной кислоты (см. стр. 124)

Задания:

1) По каким признакам можно судить, что образовался сложный эфир?

2) Составьте уравнение реакции.

7. Применение сложных эфиров (самостоятельно).

Сложные эфиры применяют для изготовления приятно пахнущих так называемых искусственных фруктовых эссенций. Их широко используют в производстве фруктовых вод и шипучих фруктовых порошков, кондитерских изделий, а также в парфюмерии. Многие сложные эфиры используются в производстве пластмасс, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов, лаков и синтетических волокон – лавсана и т. д. Сложные эфиры в природе и технике

Сложные эфиры широко распространены в природе, находят применение в технике и различных отраслях промышленности (схема 10). Они являются хорошими растворителями органических веществ, их плотность меньше плотности воды, и они практически не растворяются в ней.

Схема 10. Применение сложных эфиров

Так, сложные эфиры с относительно небольшой молекулярной массой представляют собой легковоспламеняющиеся жидкости с невысокими температурами кипения, имеют запахи различных фруктов. Их применяют как растворители лаков и красок, ароматизаторы изделий пищевой промышленности. Например, метиловый эфир масляной кислоты имеет запах яблок, этиловый эфир этой кислоты — запах ананасов, изобутиловый эфир уксусной кислоты — запах бананов.

Сложные эфиры высших карбоновых кислот и высших одноосновных спиртов называют во скажи. Так, пчелиный воск состоит, главным образом, из эфира пальмитиновой кислоты и мирицилового спирта С15Н31СООС31Н63, кашалотовый воск — спермацет — сложный эфир той же пальмитиновой кислоты и цетилового спирта С15Н31СООС16Н33.

Важнейшими представителями сложных эфиров являются жиры.

IV. Закрепление пройденного материала.

В завершение урока, преподаватель прослеживает генетическую связь между различными классами органических соединений. Проводится аналогия с неорганическими соединениями. Переход можно изобразить следующим образом: алканы ––> алкены ––> спирты ––> альдегиды ––> кислоты ––> сложные эфиры

Генетическая связь.

Среди изученных классов кислородсодержащих веществ есть изомерные (спирты и простые эфиры, одноосновные карбоновые кислоты и сложные эфиры).

Задание. Напишите формулу сложного эфира изомерного по составу пропионовой кислоте и дайте название:

V. Домашнее задание

Выучить записи в тетради.

Осуществить превращения:

  • Этан ––> этилен ––> этанол ––> ацетальдегид ––> уксусная кислота ––> пропилацетат
  • Этилен ––> этанол ––> этилацетат ––> уксусная кислота

VI. Заключительная часть. Подведение итогов урока.

Цель: дать общую характеристику работы группы, показать успешность урока, вскрыть недостатки и указать пути их устранения.

Преподаватель выставляет оценки, отмечает работу наиболее активных обучающихся, благодарит за урок.

Литература:

1. Габриелян О.С. Химия: учебник для студентов профессиональных учебных заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2011.

2. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев; 2007.

3. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономаре; 2007 – 314 с.

4. Органическая химия, в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е.Остроумова / учеб. для общеобразовательных учреждений. 2005 г. – 399 с.

5. Химия. 10 класс. Базовый уровень: методическое пособие / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М. : Дрофа, 2008. – 222 с.

100-bal.ru

Тестовое задание по теме «сложные эфиры жиры мыла »

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ. ЖИРЫ. МЫЛА.»

ВАРИАНТ 1

1А. Сложные эфиры получают по реакции

1) гидратации

3) дегидратации

2) этерификации

4) дегидрогенизации

2А. Выберите название для данного триглицерида:

1)1-стеароил-2-олеоил-3-пальмитоил-глицерин

3)1-олеоил-2-стеароил-3-пальмитоил-глицерин.

2)1-олеоил-2-пальмитоил-3-линолео-илглицерин

4)1-линоленоил-2-олеоил-3-стеароил-

глицерин

3А. Изомером для СН3 – СН2 – СН2 – СОО – СН2 – СН2 – СН3 не является

1) гептановая кислота

3) пентилэтаноат

2) изопропиловый эфир масляной кислоты

4) 2,2-диметилгексановая кислота

4А. При щелочном гидролизе этилформиата образуются

1) формальдегид и этанол

3) соль муравьиной кислоты и этанол

2) муравьиная кислота и этанол

4) формальдегид и муравьиная кислота

5А. Какой из приведенных жиров твердый

1) 2)

3) 4)

6А. Какое вещество образуется при полном гидрировании 1,2-диолеоил-3-пальмитоилглицерина?

1) 1,2-дистеароил-3-пальмитоилгли-

церин

3)1,3-дипальмитоил-2-стеароилглицерин

2) тристеароилглицерин

4) трипальмитоилглицерин

В заданиях 7В и 8В на установление соответствия запишите в таблицу буквы выбранных вами ответов

7В. Установите зависимость между структурной формулой вещества и его названием

1) НСООСН3 а) линолевая кислота

б) 1-линолеоил-2-пальмитоил-3-

олеоилглицерин

2) в) пропиловый эфир уксусной кислоты

г) октадекатриен-9,12,15-овая кислота

д) метилметаноат

е) 1,2-дистеароил-3-пальмитоил-

3) СН3 – СОО – С3Н7 глицерин

4)СН3СН2-СН=СН-СН2-СН=СН-СН2-СН=СН-(СН2)7СООН

8В. В схеме превращений + Н2 +КОН

1,2-дистеароил-3-олеоилглицерин Х1 Х2

Относительная молекулярная масса вещества Х2 равна ___________

(Запишите число с точностью до целых.)

9С. При гидролизе жира массой 222,5 г получили предельную одноосновную карбоновую кислоту массой 213 г и глицерин. Определите формулу жира и назовите его.

ВАРИАНТ 2

1А. Гидролиз сложных эфиров происходит

1) только в кислой среде

3) как в кислой, так и в щелочной среде

2) только в щелочной среде

4) в нейтральной среде

2А. Выберите название для данного триглицерида:

1) 1,2-диолеоил-3-стеароилглицерин

3)1,2-дилинолеоил-3-олеоил-глицерин.

2)1,2-дилиноленоил-3-олеоил-глицерин

4) 1,2-дистеароил-3-олеоил-

глицерин

3). Изомером для этилового эфира уксусной кислоты является

1) бутилэтаноат

3) пропиловый эфир уксусной кислоты

2) метилпропионат

4) пентановая кислота

4). Формула цис-изомера - олеиновой кислоты имеет вид

1)

2) 4)

5. Какой из приведенных жиров жидкий?

1) 2)

3) 4)

6А. Продуктами щелочного гидролиза жиров являются

1) этиленгликоль и высшие карбоновые кислоты

3) глицерин и соли высших карбоновых кислот

2) глицерин и высшие карбоновые кислоты

4) глицерин и одноатомные спирты

В задании 7В на установление соответствия запишите в таблицу буквы выбранных вами ответов

7В. Установите зависимость между названием органического соединения и его структурной формулой

1) стеарат калия а) СН3-(СН2)7-СН=СН-(СН2)7СООН

2)1,3-диолеоил-2-стеароилглицерин б) НСООСН3

3) метиловый эфир уксусной кислоты

4) олеиновая кислота в)

г)СН3-(СН2)4-СН=СН-СН2-СН=СН-(СН2)7СООН

д) С17Н35СООК

е) СН3СООСН3

8В. В схеме превращений

+ глицерин + Br2(избыток)

Олеиновая кислота Х1 Х2

Относительная молекулярная масса вещества Х2 равна ___________

(Запишите число с точностью до целых.)

9С. Сколько тонн мыла, содержащего в массовых долях 70% стеарата натрия, можно получить, действуя гидроксидом натрия на 1,5 т жиров, содержащих в массовых долях 80% глицерида стеариновой кислоты?

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «УГЛЕВОДЫ»

ВАРИАНТ 1

1А. В каких гибридных состояниях находятся атомы углерода в глюкозе

1) sp2

3) sp3d

2) sp3d

4) sp3

2А. Структурная формула сахарозы имеет вид

1) 2)

3) 4)

3А. Аномером α- глюкозы является

1) 2) 3)

4А. Структурные звенья в молекуле целлюлозы соединены следующими связями

1) α – 1,4-гликозидная связь

3) α – 1,6-гликозидная связь

2) β – 1,4-гликозидная связь

4) β – 1,6-гликозидная связь

5А. Конечным продуктом гидролиза крахмала является

1) сахароза

3) целлюлоза

2) глюкоза

4) этанол

6А. Какими реактивами и при каких условиях можно распознать растворы сахарозы и глюкозы

1) свежеосажденным гидроксидом меди (П) при нагревании

3) растворами щелочи и кислоты

2) соляной кислотой, аммиачным раствором оксида серебра при нагревании

4) растворами сульфата меди, щелочи, иодной воды при нагревании

В задании 7В на установление соответствия запишите в таблицу буквы выбранных вами ответов

7В. Глюкоза реагирует с

а) Cu(ОН)2

б) Сl2

в) Ag2O, Nh5OH,t0

г) (Ch4O)2O

д) NaOH

е) h3, кат.

Ответ:______________

8В. В схеме превращений

брожение + НСl

С6Н12О6 Х1 Х2

Относительная молекулярная масса вещества Х2 равна ___________

(Запишите число с точностью до целых.)

9С. Какую массу крахмала надо подвергнуть гидролизу, чтобы из полученной глюкозы при молочнокислом брожении образовалась молочная кислота массой 108 г? Выход продуктов гидролиза крахмала равен 80%, продукта брожения глюкозы – 60%.

ВАРИАНТ 2

1А. Глюкоза является

1) альдопентозой

3) кетопентозой

2) альдогексозой

4) кетогексозой

2А. Структурная формула целлюлозы имеет вид

1) 2)

3) 4)

3А. Изомерами по отношению друг к другу являются

1) глюкоза и мальтоза

3) глюкоза и фруктоза

2) крахмал и целлюлоза

4) мальтоза и сахароза

4А. Какие вещества и условия реакции необходимы для получения глюконовой кислоты из глюкозы

1) HNO3, t0

3) h3, Ni

2) Cu(ОН)2, t0

4) Ag2O, Nh5OH,t0

5А. Какая из приведенных реакций отражает молочнокислое брожение глюкозы

1) С6Н12О6 2С2Н5ОН + 2СО2

3) С6Н12О6 2СН3 – СН – СООН СН3

2) С6Н12О6 СН3 – СН2 – СН2 – СН3 + 2Н2 + 2СО2

4)С6Н12О6 НООС-СН2-С-СН2-СООН

2Н2О

6А. Какими реактивами необходимо воспользоваться, чтобы распознать глицерин, рибозу, сахарозу

1) растворами сульфата меди (П), щелочи, соляной кислоты

3) свежеосажденным гидроксидом меди(П), медной проволокой, соляной кислотой

2) растворами иодной воды, щелочи, медного купороса

4) аммиачным раствором оксида серебра, раствором щелочи

В задании 7В на установление соответствия запишите в таблицу буквы выбранных вами ответов

7В. Целлюлоза реагирует с

а) Ag2O, Nh5OH,t0

б) (Ch4O)2O

в) Cu(ОН)2, t0

г) HNO3,

д) Н2О

е) NaOH

Ответ : ____________

8В. В схеме превращений

+ Н2О + h3, Ni

(С6Н10О5)n Х1 Х2

Относительная молекулярная масса вещества Х2 равна ___________

(Запишите число с точностью до целых.)

9С. Какую массу целлюлозы и какой объем раствора с массовой долей азотной кислоты 80% и плотностью 1,46 г/мл надо взять для получения тринитроцеллюлозы массой 990 г? Выход тринитроцеллюлозы составляет 66,7%.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «АМИНЫ. АМИНОКИСЛОТЫ.»

ВАРИАНТ 1

1А. К ароматическим аминам относится

1) метиламин

3) метилэтиламин

2) бутиамин

4) анилин

2А. Для 1-аминобутана изомером является

1) СН3 – СН2 – СН2 – Nh3

3) Ch4 – N – Ch3 – Ch4

|

Ch4

2) СН3 – СН2 – СН– Ch3 – Ch4

|

Nh3

4) Ch4 – CH – Nh3

|

Ch4

3А. Более сильными основными свойствами обладает

1) СН3 – NH – Ch4

3) Nh4

2) C6H5 – Ch3 – CH – COOH

|

4) Ch4 – Nh3

Nh3

4А. Анилин от бензола можно отличить с помощью

1) раствора едкого натра

3) бромной воды

2) свежеосажденного гидроксида меди (11)

4) аммиака

5А. Анилин образуется при

1) восстановлении нитробензола

3) дегидрировании нитроциклогексана

2) окислении нитробензола

4) нитровании бензола

6А. При гидролизе пептидов образуются

1) амины

3) карбоновые кислоты

2) аминокислоты

4) спирты

В заданиях 7В и 8В на установление соответствия запишите в таблицу буквы выбранных вами ответов

7В. Установите соответствие между структурной формулой вещества и его названием

Структурная формула вещества Название вещества

1) НООС – СН2 – СН2 – СН – СООН а) лизин

|

Nh3 б) аланин

2) С2Н5 – Nh3 в) аминобензол

3) С6Н5 – Nh3 г) пропиламин

4) СН3 – СН – СООН д) глутаминовая кислота

|

Nh3 е) этиламин

8В. Установите соответствие между веществами, вступившими в реакцию и основным продуктом реакции

Вещества, вступившие в реакцию Основной продукт реакции

1) Ch4 – Nh3 + Н2О а) Ch4 – CH – COONa

|

Nh3

2) C6H5 – Nh3 + НСl б) C6H5 – Сl

3) Nh3 – Ch3 – COOH + Ch3–CH–COOH

| |

SH Nh3 в) Nh3–Ch3–CO–NH–СН – СООН

|

СН2 – SH

4) Ch4 – CH – COOH + NaOH г) Ch4 – Nh4ОН

|

Nh3 д) C6H5 – Nh4Сl

е) SH–Ch3–CH–CO-NH–Ch3–COOH

|

Nh3

9С. Осуществите следующие превращения и определите вещество А. Запишите уравнения реакций.

Метан ацетилен бензол нитробензол анилин 2,4,6-триброманилин

10С. Первичный амин массой 12,4 сожгли, а продукты горения пропустили через избыток раствора щелочи. Газ, не прореагировавший со щелочью, имеет при нормальных условиях объем 4,48 л. Определите формулу амина.

ВАРИАНТ 2

1А. К первичныи аминам не относится

1) изопропиламин

3) метиэтиламин

2) бутиамин

4) анилин

2А. Ароматические амины проявляют

1) слабые кислотные свойства

3) слабые основные свойства

2) сильные кислотные свойства

4) амфотерные свойства

3А. Изомером аминомасляной кислоты не является

1) Nh3 – Ch3 – СН2 – СН2 – СООН

3) СН3 – СН – СН2 – СООН

|

Nh3

2) СН3 – СН2 – СН – СООН

|

Nh3

4) СН2 – СН2 – СН – СООН

| |

Nh3 Nh3

4А. Водный раствор аспарагиновой кислоты имеет рН

  1. 7 3) ≈ 7

5А. Для получения α – аланина необходимо использовать аммиак и

1) 3-хлорпропановую кислоту

3) пропеновую кислоту

2) 2-гидроксипропановую кислоту

4) 2-хлорпропановую кислоту

6А. Аминокислоты не реагируют ни с одним из двух веществ

1) NaOH и СН3ОН

3) СН3Nh3 и Na

2) NaCl и СН4

4) Nh4 и h3O

В заданиях 7В и 8В на установление соответствия запишите в таблицу буквы выбранных вами ответов

7В. Установите соответствие между названием органического соединения и его структурной формулой.

Название вещества Структурная формула вещества

  1. 3-аминопентан а) НО – СН2 – СН – СООН

|

  1. глицилаланин Nh3

  2. серин б) СН3 – СН – СН – СООН

| |

  1. метилпропиламин СН3 Nh3

в) СН3–СН–СО–NH–СН2–СООН

|

Nh3

г) СН3 – СН2 – СН – СН2 – СН3

||

Nh3

д) Nh3–СН2–СО–NH–СН–СООН

|

СН3

е) СН3 – СН2 – NH – СН3

8В. Установите соответствие между веществами, вступившими в реакцию и основным продуктом реакции

Вещества, вступившие в реакцию Основной продукт реакции

1) a) C6H5 -Ch3–CH–CO-NH–Ch3–COOH

|

Nh3

+ Br2

б) Ch4 – Nh3 в)

2) Nh3 – Ch3 – COOH + НСl

3) C6H5 – Ch3 – CH – COOH +

|

Nh3

Nh3 – Ch3 – COOH г) Nh3–Ch3–CO–NH – CH–COOH

|

4) Ch4 – Nh4Сl + NaOH Ch3 – C6H5

д) СlNh4 – Ch3 – COOH

е) Nh3 – CHСl – COOH

9С. Осуществите следующие превращения. Запишите уравнения реакций.

Пропаналь пропановая кислота хлорпропановая кислота

+ этанол

аминопропановая кислота Х

10С. Массовые доли углерода, азота и водорода в первичном амине составляют соответственно 38,7; 45,15 и 16,15%. Определите формулу амина. Вычислите его молярную массу.

gigabaza.ru