Розыгрыши по телефону / Диджей:вы в прямом эфире радио - говорите! Говорите вы в эфире


свободно или правильно?  — Илья Прудовский — Интервью — Эхо Москвы, 10.01.2001

int 10 января 2001 года В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Илья Прудовский, профессор Института повышения квалификации дикторов радио и телевидения. Эфир ведут Сергей Корзун, Ольга Северская, Марина Королева

С.КОРЗУН: Илья Ефимович, где Вы работали на самом деле? Сами в эфире работали же, конечно, не всегда преподавали? И.ПРУДОВСКИЙ: Да, и преподавая, я все равно работал в эфире. Не буду говорить о радио непрофессиональном, которое в моей жизни сыграло очень большую роль, это было вузовское вещание. С.КОРЗУН: Какого вуза, кстати? И.ПРУДОВСКИЙ: Институт инженеров железнодорожного транспорта. И я должен сказать, что по уровню вещания эта студия была сегодня очень похожа на многие областные вещательные радиостанции. После этого по конкурсу — Всесоюзное радио. Когда Всесоюзное радио, увы, скончалось вместе с Советским Союзом — тогда Радио 1, мы плавно перетекли из Всесоюзного радио в Радио 1. После Радио 1 последняя станция, на которой я работал постоянно в эфире, была армяно-грузино-азербайджанская станция на русском языке «Красный мост». С.КОРЗУН: Илья Ефимович, как Вы вообще относитесь к фразеологизмам профессионально? Были ли такие, которые особенно приветствовались, или те, которые отрицались? И.ПРУДОВСКИЙ: Те фразеологизмы, которые были в эфире, большинство из них сейчас не хочется вспоминать, потому что это были совершенно определенные формулы, установки, без которых не могло существовать вещание. М.КОРОЛЕВА: «Американская военщина», например. И.ПРУДОВСКИЙ: Да, «акулы империализма» и т.д. Это касалось не только радио, это и прессы касалось, вы знаете отлично всю эту ситуацию. А вообще к фразеологизмам я отношусь с большим уважением и с большой любовью, эта тема очень интересная, потому что «После нас хоть потоп» — начинаем выяснять, кто сказал? С.КОРЗУН: Людовик какой-то. И.ПРУДОВСКИЙ: Или Маркиза де Помпадур. А потом, оказывается, изыскания показывают, что это еще восходит к временам Древнего Рима и автор неизвестен. Но суть-то не в этом. Попробуйте пересказать словами фразу «после нас хоть потоп», другими долгими словами. Не получится того эффекта, той силы, той убойности, скажем так, как в этом афоризме. С.КОРЗУН: Насколько фразеологические выражения уместны, скажем, в новостях? И.ПРУДОВСКИЙ: Мне они не кажутся уместными. Может быть, это дело моего вкуса. Я бы новости хотел сохранять, тот стиль новостей, как тот стиль, когда между слушателям и авторами новостей существует определенная договоренность: мы с вами говорим на таком-то языке, пусть он до некоторой степени скуден, но и вам, и нам он  легко понятен. И фразеологизмы, мне кажутся, здесь будут излишни. М.КОРОЛЕВА: А почему, на самом деле? Представьте себе, что автор новостей хочет привлечь внимание к этой новости. Что для этого сделать? Если он будет разговаривать на таком, как Вы говорите, скудном, достаточно однообразном, спокойном языке, он просто не привлечет внимания к этой новости. Тогда он решает прибегнуть к какому-то языковому средству, и ему это удается, он привлекает внимание к этой новости. Разве нет? И.ПРУДОВСКИЙ: Да, если надо привлечь внимание к этой новости Но все дело в том, что новость существует сама по себе, а привлечение внимания  — как бы отдельно. И отсюда в сегодняшнем эфире очень часто появляются элементы, которым слушатель, мне кажется, не верит до конца, когда ведущий информационный выпуск говорит: «Я хочу сказать» Не он хочет сказать. Сегодня люди грамотные, они понимают, что это хочет сказать станция, это хочет сказать бригада, которая организовывала информацию М.КОРОЛЕВА: Ну почему, не знаю Мне, например, нравится, когда ко мне напрямую обращаются и говорят: «Я хочу сказать». Я чувствую посыл, я чувствую индивидуальность, я чувствую, что эта новость обращена прямо ко мне. И.ПРУДОВСКИЙ: Но тогда весь язык новостей должен быть другой. Вам хотят сказать М.КОРОЛЕВА: А почему нет? О.СЕВЕРСКАЯ: «Послушайте!», «Ой, что я знаю» И.ПРУДОВСКИЙ: «Послушайте, Вы знаете, что как раз после Нового года главный немецкий человек Герхард Шредер приехал на день рождения к супруге нашего президента?» Но это не информация, это какая-то попытка в рассказе передать ту ситуацию, которая сложилась между президентами. Но это уже другой жанр. М.КОРОЛЕВА: Но возможно, мы к этому идем, со временем, может быть, и придем. Потому что, согласитесь, чтение вслух все-таки слушать скучновато. И.ПРУДОВСКИЙ: Не могу ничего сказать М.КОРОЛЕВА: Кстати, тут пришел вопрос на наш сайт в Интернете. Дело в том, что тему нашу сегодняшнюю мы заявили как речь в эфире: говорить правильно или говорить свободно, заведомо обострив этот конфликт и эту тему хотя, наверно, это не совсем правомерно. И вот Сергей Комаров из Москвы говорит, что этот вопрос действительно неправомерен: «Зачем вы противопоставляете свободу речи и ее правильность, тем самым искусственно создавая проблему? Ведь можно говорить свободно и правильно, этим, кстати, отличаются профессионалы от дилетантов». Как Вы думаете, можно говорить и свободно, и правильно? Вообще свободная речь без ошибок возможна? И.ПРУДОВСКИЙ: Да, я убежден в этом совершенно. М.КОРОЛЕВА: Вот я совсем не убеждена. С.КОРЗУН: А как же в этом жутком ритме, в котором происходит знакомство людей с новостями, в куче гостей, которые приходят и каждый из которых пытается сказать слово. Понятно, что я пытаюсь оправдать себя, то, что перевираю слова и говорю часто неправильно, даже фамилииСегодня перепутал, сказал «Андрей Нечаев», вместо «Андрей Исаев», который был в нашем эфире, сам себя уже готов был поправить, но Андрей Исаев немножко обиделся и сам начал поправлять меня. Недопустимо? И.ПРУДОВСКИЙ: Обидного, кстати, ничего нет. Дикторы очень часто забывали свои фамилии С.КОРЗУН: Это да, и себя другими называли, это тоже бывало. Но совместимо ли это, возможно ли в Вашей школе, в Вашей практике  — научить человека настолько свободно и чисто владеть языком, чтобы в любой самой критической, закритической ситуации он этим инструментом пользовался идеально? И.ПРУДОВСКИЙ: Да, я считаю, что это возможно, и только одно. Обычно говорят: «Одно маленькое условие» — устойчивое выражение. Одно очень большое условие: этот тип речи, правильный и свободный, должен быть у человека всегда, разговаривает ли он дома, разговаривает ли он на рынке. Потому что изменить себя радикально, когда ты приходишь только к микрофону, невозможно. Что-то из тебя другого речевое будет проскакивать в эфир. А когда ты привык говорить правильно и свободно и это твое постоянное состояние, это твоя жизнь, твоя языковая жизнь, то почему этого не может быть на эфире? М.КОРОЛЕВА: Тогда у меня другой вопрос. Это некое врожденное свойство (через Вас прошло уже множество учеников, наверно) или это все-таки приобретается, этому можно обучить? И.ПРУДОВСКИЙ: Я сторонник той позиции, что генетика, конечно, сказывается, врожденность некая есть. Но у нас очень часто недооценивается и другая сторона — это обучение. Не хочу, пожалуйста, не провоцируйте меня на оценки того, как сегодня преподается у нас риторика, но меня, например, удивляет, что во многих местах, где преподается риторика, совершенно нет элементов импровизации и риторов готовят таким образом: они пишут сочинение или изложение, выучивают их наизусть и потом произносят. Естественно, такая методика не может дать успеха в свободном разговоре, в том числе и у микрофона. Значит, надо человека обучать именно импровизационному стилю речи. Есть такое упражнение, которое дети очень любят, когда занимаешься с детьми, они его очень любят. Я говорю: «Вот сейчас я махну рукой, и ты будешь говорить в течение минуты». — «А о чем?» — «А о чем, я скажу, когда я махну рукой». И при этом я требую, чтобы за эту минуту или полторы минуты этот ребенок сделал начало, развитие сюжета и какие-то выводы, чтобы это была законченная композиция. Сначала им кажется, что это смешно и недостижимо, а потом дети начинают это делать. Значит, можно учить. О.СЕВЕРСКАЯ: Полторы минуты это полстраницы текста, в общем, довольно много можно в это вместить. Но я бы хотела спросить про другие упражнения. Мы тоже заглянули на сайт, посмотрели, какие вопросы пришли. Вопрос был про дикторские оговорки. Во-первых, как Вы к ним относитесь, а во-вторых, можно ли избавиться от оговорок, если учить скороговорки? И.ПРУДОВСКИЙ: Оговорки люблю, оговорки коллекционирую, терпеть не могу, когда сегодня очень многие используют при выступлениях оговорки, но придают им некий литературный вид, добавляя какие-то истории, при которых они произошли Мне кажется, настоящая «вкусная» оговорка от этого только проигрывает. Правда должна быть правдой. Оговорки коллекционирую, а насчет того, что скороговорки могут избавить  — нет, ни в коем случае. От чего рождаются оговорки? — мы тогда должны начать танцевать от этой печки, от решения этого вопроса. С.КОРЗУН: А от чего они рождаются? И.ПРУДОВСКИЙ: А это не ко мне вопрос, это к Марине. М.КОРОЛЕВА: А да, это было в моей жизни. Я ведь диссертацию писала, слава богу, по речевым ошибкам, по оговоркам в спонтанной речи. И.ПРУДОВСКИЙ: А я, правда, выступал на защите. М.КОРОЛЕВА: Но что могу сказать что в результате этой работы, помнится, выяснила я следующее: что оговорок избежать нельзя в спонтанной речи Илья Ефимович, но сами неужели не оговаривались? И.ПРУДОВСКИЙ: Можно полуприличную оговорку из своих любимых? У меня две такие. М.КОРОЛЕВА: То есть есть и неприличные? И.ПРУДОВСКИЙ: Ну, были совсем неприличные, я не позволяю себе произносить не только в эфир, но и так Была песня одна в концерте, а песни иногда называются очень странно. Песня называлась «Не смей мне сниться». Не знаю, о чем я думал в тот момент «Не с ней мне спится» было произнесено это название. А вторая оговорка, может быть, не столь весела, но она в чем-то очень поучительна, я так и не доискался до причины этой оговорки. Я читаю текст, простой текст, в Политехническим музее проходят лекции из цикла «Творчество Владимира Маяковского». И я произношу: «Продолжительность лекции 26 и одна десятая минуты» От чего могла родиться оговорка с такими дробями? Я так и не доискался до причины. М.КОРОЛЕВА: А говорите, можно обойтись без оговорок. И все-таки И.ПРУДОВСКИЙ: Не надо, я не сказал, что можно обойтись без оговорок. Я считаю, что пока сидит живой человек, а не синтезатор речи, оговорки будут. М.КОРОЛЕВА: Тогда, во-первых, как уменьшить их количество  — это первый вопрос. И второй: если уж она произошла, то как, на Ваш взгляд, на это реагировать, что делать? И.ПРУДОВСКИЙ: Как уменьшить количество оговорок, вообще количество всех огрехов при исполнении какого-то материала, не важно, чтение это чужого текста или это собственная речь? Если только человек подумает: «Надо не оговориться», он обязательно оговорится. И спасение только в одном: в точном следовании мысли. М.КОРОЛЕВА: Не тексту сказали Вы? И.ПРУДОВСКИЙ: Не тексту, а мысли. Если я заготовил дома текст, а теперь его воспроизвожу, это не дает никаких гарантий. Но если я Неудобное очень слово, но, пожалуйста, поймите меня правильно: если я синхронно мыслю и произношу — вот здесь я даю максимальную гарантию от ошибок и оговорок. М.КОРОЛЕВА: То есть самоконтроль, по сути? И.ПРУДОВСКИЙ: Нет, это не самоконтроль, это активное мышление, и процесс чтения и разговора в какой-то мере должен быть так же активен, не отстранен, как написание письма. Мы же пишем: «Дорогой Иван Иванович» или «Многоуважаемый Иван Иванович.» Мы же всегда подумаем, что написать. А когда мы выходим в эфир, и я помню, что мне надо как-то обратиться к человеку, и начинается некоторый хаос, я неактивно мыслю в этот момент, и я начинаю говорить обращение, которое явно не подходит к этому человеку  — в этот момент я задумался о том, что ах, это неудачно, и вот тут возникает тот теневой поток сознания, который может вынести, как говорил Станиславский, «на мускул языка» все, что угодно. М.КОРОЛЕВА: Нам часто либо пишут, либо звонят слушатели, либо присылают на пейджер какие-то замечания по поводу речи в эфире. Говорят: вот это вы сказали неправильно, то вы сказали неправильно, здесь ударение сделали не так, здесь грамматически не так О.СЕВЕРСКАЯ: В мой адрес было: «Надо говорить «Вэрди» правильно, а Вы все «Верди», «Верди»» М.КОРОЛЕВА: Как Вы считаете, такие вещи, как неправильное ударение, неправильное произношение — это важно для эфира? Насколько я знаю, все-таки дикторов Всесоюзного радио даже, бывало, наказывали за ошибки такого рода? И.ПРУДОВСКИЙ: Наказывали, конечно. М.КОРОЛЕВА: Наказывали как, кстати? Деньгами? И.ПРУДОВСКИЙ: И деньгами. Потому что когда набиралось определенное количество ошибок в эфире Было такое понятие премия. И размер премии соответственно количеству ошибок снижался. Но все дело в том. Я даже не знаю, об этом удобно или не удобно говорить Иногда слышишь от людей такую точку зрения, что страх может быть движущей силой, прогрессивность некоторая есть в страхе И может быть, здесь одновременно этот страх — не быть наказанным, а страх не проявить себя настоящим профессионалом, не доказать того, что ты знаешь все, хотя знать всего никто не может вот этот страх, может быть, был очень сильно развит в дикторской группе, и поэтому неправильности, неправильные ударения, какие-то ошибки воспринимались болезненно, помимо того, что на них реагировало начальство. М.КОРОЛЕВА: Но может быть, сейчас-то легче к этому относиться? Ну, произошла ошибка, ну, ударение сделал не так, ну, произнес что-то не так О.СЕВЕРСКАЯ: Сейчас уже не диктор, он же автор и новостей, и редактор И.ПРУДОВСКИЙ: Дело даже не в этом. Я думаю, на это можно ответить таким устойчивым выражением, как «дело хозяйское». М.КОРОЛЕВА: А дело слушательское, на Ваш взгляд Почему, собственно, это так важно для слушателей, почему так реагируют? И.ПРУДОВСКИЙ: А если дело слушательское. Вот один из примеров, почему важно для слушателей. Когда-то давно присылали письма на Всесоюзное радио в огромных количествах. И в этих письмах большая часть была корреспонденция от учителей, которые писали: «Когда мы хотим сказать детям, как надо разговаривать научить детей, мы им говорим: «Слушайте Всесоюзное радио, в частности, дикторов»». Потом тональность писем изменилась: «Раньше когда мы говорили детям: «Если вы хотите»» То есть это ушло. Но виноваты, я считаю, не люди, а система требований. А если говорить о том, нужно или нет А назовите мне такую всеобщую, одну на всех, школу речи, школу языка. Я так думаю, что когда были обширно показываемы прения в Государственной Думе, там была некоторая конкуренция радио и телевидения в смысле речи. А какая еще школа устной речи разговора есть? М.КОРОЛЕВА: Нет ее. И.ПРУДОВСКИЙ: Нет ее. Поэтому, мне кажется закономерным, что радио и телевидение должны эту функцию брать на себя. — С.КОРЗУН: А теперь послушаем рубрику, которая называется «Золотой язык-2000» — С.КОРЗУН: Илья Ефимович, по-моему, с большим интересом выслушал эту подборку. Что думаете по этому поводу? Золотой фонд выражений? И.ПРУДОВСКИЙ: Я думаю, почему я в свое время не стал собирать именно такую коллекцию, а только коллекцию эфирных оговорок М.КОРОЛЕВА: Это к сожалению? И.ПРУДОВСКИЙ: К сожалению, это очень интересно. А теперь я думаю, что поздно, потому что мне кажется, что лучшие перлы уже были сказаны. М.КОРОЛЕВА: Я думаю, что все еще впереди. С.КОРЗУН: Все лучшее, естественно, впереди. — С.КОРЗУН: Возвращаясь к разговору о том, как можно говорить в эфире, свободно или правильно, правильно ли я понимаю, что Ваш ответ — «и свободно и правильно на веки вечные»? И.ПРУДОВСКИЙ: Да, свободно и правильно, эти два понятия совершенно не исключают друг друга. Мы можем говорить только о том, что это некий идеал, который в сегодняшних условиях может быть и недостижим, но он на то и идеал, чтобы к нему стремиться. Правда, у Стендаля, по-моему, есть одно замечательное выражение: «Когда я слышу слово «идеал», я хватаюсь за карманы, не пропало ли что-нибудь». Но я думаю, что от правильной и в то же время свободной речи в эфире ничего не пропадет, а, может быть, только прибавится. В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» был Илья Прудовский, профессор Института повышения квалификации дикторов радио и телевидения.

echo.msk.ru

А ТЫ что сделал для страны?! Ксения Собчак спрашивает, отвечаю

Кандидат в президенты Ксения Собчак выступила в политическом клубе у Михаила Ходорковского в Лондоне. Мой друг Андрей Сидельников, лидер движения Говорите Громче!, задал Ксении от меня вопрос, на который она ответила, и задала встречный вопрос «а что сделала Карина Орлова, чтобы изменить эту страну?».

Изначально я спросила: Ксения, вы и знаете, и даже не скрываете, что ваши шансы на победу в выборах равны нулю. Но если вы действительно кандидат против всех с нулевым шансом на победу и терять вам в таком случае нечего, то с какой целью вы играете в серьезную политику? С какой целью вы подыгрываете кандидатам со стопроцентным шансом на успех? Вы же не можете не понимать, что Собчак, выступающая про политзаключенных, никакого действия на избирателей не возымеет, а только подыграет власти, создав видимость оппозиции.

Вы уже говорили, что даете возможность выразить протест против системы, типа голосуйте против всех. Но в том-то и дело, что за вас не проголосует хоть сколько-нибудь значимое количество людей, потому что вы только заявляете себя как протест против всех, а по сути — по сути ведения вашей кампании, вы очередной Жириновский, двадцатипятилетней давности. И вы это знаете. Так может быть, вы еще ХУЖЕ Жириновского и Зюганова, которые хоть когда-то всерьез претендовали на власть?

Ксения на это ответила, что ей надоело отвечать на то, что она не верблюд и что если ей кто-то не верит, то это их право. Но она идет на выборы, чтобы сделать хоть что-то; что возможность выступить на дебатах и поднять некоторые темы, такие как радиоактивные выбросы на Урале, это уже что-то. И сказала, что верит, что за нее проголосует много людей, и это даст им возможность высказаться против всех. Выступление на дебатах — «это само по себе действие, которое к чему-то приведет». И лучше сделать что-то, чем ничего.

Ксения Собчак неправа, если решила, что я ей не верю. Я ей очень даже верю, и в нее верю. Верю, что она знает, что не только не выиграет, но и не наберет хоть сколько-нибудь значимого количества голосов. И верю ей, когда она говорит, что она верит, что за нее придут и проголосуют «много людей». Конечно, 500 тыс, или тем более миллион — отчего же не много в абсолютном выражении.

И я также верю в таланты Ксении умело создавать медиасенсации. Перед нами всеми пример ее блестящей карьеры в медиа и шоу-бизнесе.

Поэтому мой вопрос и был такой: зная, что ей нечего терять, а именно, голоса, которые она никогда не получит, почему Ксения, обладая талантами и, главное, доступом к медиа, не устроит то единственное, что можно устроить из этого баллотирования — сенсацию с тотальным изобличением?

Ведь что получается. Заявляет себя Ксения Собчак как кандидат, которому нечего терять и который готов go nuclear, но кампанию по существу она ведет как обычный системный оппозиционер. Как человек, который участвует в выборах ТАК, чтобы создать фон, и ТАК, чтобы потом остаться в обойме и обкэшить заработанные у Кремля очки.

Тем кто сомневается в роли Ксении Собчак в этих выборах, я бы рекомендовала посмотреть серию Черного Зеркала «Момент Валдо» (сериал надо посмотреть в любом случае и все серии). Там проходят выборы в Британский парламент на одном участке, участвуют консерватор-стопроцентный победитель и кандидат от лейбористов, молодая девушка, которую выбирают на роль участника в выборах буквально на собеседовании. Все знают, что консерватор победит, а молодая лейбористка получит политические очки на будущее. Идет унылая кампания, пока в нее не вступает мультяшный персонаж популярного тв-шоу, который всех «мочит» и изобличает, кидая в лицо самую отвратительную правду про всех. Появление Ксении Собчак в президентской гонке в России сродни появлению мультяшки на выборах в Британии. И это не оскорбление Ксении, просто оба — бесспорные медиасенсации.

И сама Ксения Собчак свое участие в выборах именно так и позиционирует: что ей терять нечего, что она сейчас тут всех «взорвет» своей кампанией, и что-то изменит, пусть даже не выигрывая. Такой русский Валдо и его момент в истории.

Отличный ход, то что нужно, блестяще, серьезно. Но одно небольшое «но» — по существу ее кампания ничем таким не является. Собчак — не Валдо, а та самая лейбористка. Выступления и заявления Ксения делает абсолютно свободно, даже революционно свободно, но правда, в рамках заданных правил. Вот она говорит про политзаключенных, вот про выбросы на Урале, вот про тотальную цензуру. И все это, чтобы люди знали, что вот есть политзаключенные, вот цензура, а вот выбросы.

Как будто бы политзаключенные — это отдельная конкретная проблема в нормально функционирующем государстве, как будто бы цензура — это что-то, что можно отменить законом или указом, а выбросы — а с выбросами проблема только в том, что они произошли.

Вот Ксения Собчак выходит и говорит об этом, как будто бы не зная, что нет такой отдельной проблемы политзаключенных, цензуры или выбросов. Есть проблема с неработающим (для граждан) государством, которым управляет режим Владимира Путина, на который (режим) нельзя повлиять и изменить. Его можно только СМЕНИТЬ, с головой и туловищем. И все это, главное, уже было шесть лет назад во время взлета Ксении Собчак на оппозиционной сцене во время массовых стотысячных протестов в Москве 2011-2012 годов. Тогда мы все выходили против Путина, вот лично против него, а Ксения Собчак пришла на сцену и сказала, что она за честные выборы, и надо влиять на власть, а не менять Путина. Как будто бы и тогда Ксения Собчак не понимала, что причиной и смыслом нечестных выборов был именно Владимир Путин. И что не было такой отдельной проблемы, как грязные коррумпированные выборы, которые можно исправить росчерком пера. Была и есть такая проблема, как Путинский режим, неминуемым следствием которого являются грязные коррумпированные выборы.

И конечно, Ксения Собчак лицемерит, когда возмущается цензурой, а потом идет на телеканал Россия в программу к Соловьеву и участвует в ней так, как будто это самое обыкновенное медиа, ну просто элемент свободы слова в стране. И дискутирует с Соловьевым так, как будто он рядовой журналист, а не кровеносный сосуд тотальной российской пропаганды и цензуры. Ксения Собчак участвует в программе так, как участвует в ней любой другой Жириновский.

Вместо того, чтобы просто показать всем средний палец и сказать все как есть — про Соловьева, Добродеева, Первый Канал, распятого мальчика, про вранье и лицемерие, про виллы Соловьева на озере Комо, про то кто сбил Малайзийский Боинг, кто захватил Донбасс и убивает братский украинский народ, про беспредел полиции и силовиков и наконец, про того, кто все это создал и возглавляет — про Владимира Путина.

Вместо этого Собчак говорит про выбросы. Здорово, что теперь те кто не слышал, знают про них. Только проблема с выбросами не в них самих — выбросы и аварии случаются в любых странах, в том числе и цивилизованных. Как любит говорить Юлия Латынина, систему характеризует не ошибка, а реакция на ошибку. И если уж и говорить про выбросы на Урале, то в контексте того, как их замалчивает власть Путина и как она не спасает людей, абсолютно на них наплевав. Готова умертвить целый город, лишь бы ничего не делать. И что так и будет, пока Путин и его режим находятся у власти.

Так вот, отвечая на мой вопрос, Ксения Собчак рассказала о своих достижения в эфира государственных телеканалов и использовала любимый прием Кремля — а ты, мол, кто такой, чтобы мне такие вопросы задавать, ты что сделал для страны?

Честно говоря, сколько я нахожусь в США, просмотрев десятки дебатов и сотни политических телепередач, ни разу такого аргумента не слышала.

То есть я даже думаю, что вот если бы американский кандидат хоть во что-то, хоть бы даже в реалити шоу с голыми жопами, ответил бы избирателю или журналисту на критикующий вопрос «а ты что сделал для США?», карьера его была бы окончена.

Не знаю, может быть, Ксения Собчак приняла меня за соперника, за тоже кандидаты в президенты, раз такие предъявы кидает. Хотя меня не Елена Беркова и не Катя Гордон зовут. Но я отвечу: выбрав профессию журналиста, я стараюсь и всегда старалась делать ее честно. Не быть другом пресс-секретарей и всякого шлака из околокремлевской тусовки, чтобы получать за это печеньки и другие приятные милые радости. Не прыгать как блоха между Сурковым и Тимаковой, не облизывать модного Мамута, не исключать из лексикона неприятные Кремлю слова типа аннексии Крыма, называть вещи своими именами и рассказывать о фактах не перевирая, не думая о том, как бы не вызвать гнев кого-нибудь важного и не потерять в деньгах.

А вот достижения Ксении Собчак пока дошли до уровня Ольги Бузовой по части популяризации определенных жанров и Жириновского и Зюганова в политической сфере: смелая критика в строго заданных рамках, которая лишь продлевает жизнь режима. И цензура уже не та — вон, оппозицию пригласили в телеэфир.

И даже Елена Беркова и Анфиса Чехова, кажется, сделали для выборов больше, сами того не подозревая, конечно: объявив о своих кандидатурах, показали, в какого клоуна превратился главный участник этого всего. Это и то больше дискредитирует власть, чем дебаты Собчак с Соловьевым.

Конечно, справедливости ради надо сказать, что договориться об участии в выборах и получить разрешение лично у Путина, а потом кинуть его и громко и смачно плюнуть в морду режиму поступком было бы в высшей степени подлым. И вообще, стать предателем и нажить себе врага в лице Владимира Владимировича решился бы только сумасшедший. Но тогда и записываться на участие в этом цирковом представлении, как честному человеку, не надо было.

А так пока, извините, единственным объяснением участия Собчак в выборах кажется ее личная выгода по результатам всего этого. Режим своих пехотинцев не забывает, это ж правда.

И кстати, в условиях безальтернативности выборов, когда нет никаких «всех», а есть только один, честно было бы называть себя кандидатом против Путина, а не кандидатом против всех.

Оригинал

echo.msk.ru

Говорите, вы в эфире. Как футболисты «Ислочи» стали по утрам ходить на «Радио Би-Эй» - Футбольный клуб Ислочь - Блоги

Эфиры с игроками стали возможными благодаря партнерским отношениям между клубом и радиостанцией.

Перед нынешним сезоном «Ислочь» объявила о сотрудничестве с «Радио Би-Эй», которое на протяжении всего года будет информационным партнером клуба. «Радио Би-Эй» – это первая радиостанция в Беларуси, которая начала вещание в FM диапазоне и до сих пор является одной из ведущих и узнаваемых не только в Минске, но и во всей стране.

Помимо анонсов и итогов игр, а также освещения жизни клуба в новостных выпусках, перед каждым домашним матчем представители «Ислочи» участвуют в утреннем шоу «Утренний Бендер» в прямом эфире радиостанции. Ведущие шоу – Василий Балаганов и Дмитрий Смирнов – целый час общаются с игроками о карьере, сезоне и клубе, а также играют со зрителями в шуточной рубрике «Балаганщина».

За три месяца в гостях побывали Александр Шагойко, Павел Кирильчик, Дмитрий Макар, Артем Сороко и Александр Перепечко.

Чтобы узнать более подробно об эфирах, интересных историях вне эфира, мы обратились к генеральному продюсеру «Радио Би-Эй» и одному из ведущих шоу Дмитрию Смирнову.

– Как ведут себя футболисты в эфире? Как быстро они ловят нужную волну?

– Вначале так же многословны, как и на поле, поэтому говорить приходится нам. Но от выхода к выходу, что называется, ребята находят свою игру. Да так находят, что мы порой начинаем беспокоиться: не придется ли нам уступить им место в утреннем шоу. 

– Кто из собеседников вам больше всего запомнился и почему?

– Александр Шагойко, может быть, потому что открыл наш футбольный радиомарафон. Кстати, как раз с ним и связана интересная история. Перед эфиром Вася очень долго объяснял, как правильно работать с микрофоном: что он должен быть близко, что не нужно отклоняться… Александр, все внимательно выслушав, кивнул головой: «Я понял. Чего же тут сложного?!» Понял, так понял. Горит красная лампа «Микрофоны включены», Александр и вправду придвигается к микрофону.

– Наш гость – Александр Шагойко, – говорит Вася. – Добрый день!   

В эту секунду наш гость принимает удобное для себя положение в другом конце эфирной в студии, примерно в трех метрах от микрофона и искренне недоумевает, почему его не слышно в наушниках… так, словно он пошел в забегание, а передачу так и не получил.

– Как руководство радиостанции относится к такому проекту? Привыкли уже, что перед домашними матчами игроки посещают студию «Радио Би-Эй»?

– Конечно, в самом начале были сомнения: все-таки есть стереотип о том, что спортсмены люди немногословные. Но оказалось, что ребята могут и историю интересную рассказать, и итоги игры прокомментировать, и пошутить здорово. Все радио уже болеет за «Ислочь», а наши девчонки как-то чаще стали заглядывать в студию, причем именно в те дни (видимо, абсолютно случайно), когда у нас в гостях футболисты. Нам, как и клубу, очень интересна семейная аудитория, поэтому сейчас работаем над совместным проектом для самых маленьких болельщиков «Ислочи». 

Один из «волков» Александр Шагойко поделился своими впечатлениями от участия в прямом эфире:

– Когда шел на эфир утреннего шоу на «Радио Би-Эй», в принципе, ничего не боялся. Признаюсь, впервые побывал на радио, а это всегда что-то новое. Вот ведущие шоу – болтливые ребята (улыбается). Я приветствую такие мероприятия, и чем больше их будет, тем лучше. Нам нужно популяризировать футбол. Когда я играл в «Белшине», то ничего подобного не было. Максимальное общение футболистов за пределами клуба было на встрече с болельщиками, а так – никакого радио, ни телевидения. Если еще раз позовут, то с удовольствием схожу. 

Фото: инстаграм «Ислочи»

by.tribuna.com

Говорите, вы в эфире

Радиостанция «Беларусь» вышла в Интернет

На коротких и средних волнах вся Европа может принимать у себя радиостанцию «Беларусь» уже пять часов в сутки. В прошлом году станция полностью перешла на цифровое оборудование, обновила музыкальную «упаковку». Появились новые голоса. А в январе этого года добавилось интернет–вещание. Пользователи глобальной сети во всем мире теперь смогут знакомиться с новостями Беларуси по адресу: www.tvr.by. Подробности рассказывает главный директор дирекции зарубежного вещания Белорусского радио Наум ГальперовиЧ.

— С 3 января радиостанция «Беларусь» начала интернет–вещание на английском языке. Мы работаем в эфире с 15 до 20 часов. С первого сентября планируем увеличить объем вещания до 10 часов. Этот новый проект дополняет эфирное вещание радиостанции «Беларусь», существующее больше полувека. В первое время вещание на другие страны было ориентировано на бывших соотечественников за границей и выходило на белорусском языке. Но потом мы стали делать программы на русском, немецком и английском языках. Сегодня при помощи интернет–вещания мы рассчитываем значительно расширить аудиторию. Наша задача — рассказывать обо всех сторонах жизни Беларуси на весь мир.

— Наум Яковлевич, интернет–вещание для Белорусского радио новая форма. Кто работает над этим проектом?

— В прошлом году мы сформировали новый, молодой коллектив, свободно владеющий английским языком. К нам пришли выпускники Минского лингвистического университета, филфака БГУ, университета культуры, других вузов страны. Возглавляет английскую службу опытный радийщик Вячеслав Лактюшин. Задор молодых специалистов в сочетании с профессионализмом руководства дает необходимый результат в эфире.

— Какие программы теперь можно услышать в Интернете?

— У нашей работы есть своя специфика. Знакомя зарубежных слушателей с культурой Беларуси, необходимо подавать материал доходчиво и ярко. Здесь требуются увлеченность работой и большая эрудиция. Начну с того, что в нашем эфире звучат только лучшие образцы национальной музыки: народной, классической и современной. Выходит программа «Сокровища белорусской литературы». Делаем передачи, рассказывающие о больших и малых городах Беларуси. Большое внимание уделяем спорту и молодежной проблематике. Есть рубрика «Нашей общей Победе – 60». Каждые полчаса в эфире звучат последние известия. Коллектив очень старается. Выступая в качестве визитной карточки страны, мы понимаем необходимость соответствования мировым стандартам вещания.

— Чтобы об интернет–вещании Белорусского радио узнали во всем мире, как вы себя рекламируете?

— Прежде всего совместно с Министерством иностранных дел был проведен мониторинг зарубежной аудитории. По его итогам мы составили план продвижения станции за границей. Вскоре ссылка на адрес Белтелерадиокомпании должна появиться на сайтах Министерства иностранных дел, белорусских загранучреждений. 25 февраля мы планируем провести презентацию нашего проекта. Естественно, мы готовим промопродукцию с символикой станции. Судя по активной слушательской почте, которая приходит на адрес нашего эфирного вещания из Германии, Испании, Англии, Франции, мы сможем собрать свой широкий круг друзей и в Интернете.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Понравился материал? Поставьте ему оценку.

www.sb.by

Диджей:вы в прямом эфире радио

А вот и он! Первый участник нашего интерактивного радио-шоу "Без башни"! И наш традиционный вопрос - как дела с вашей башней? (маленькая пауза, не даёт ответить) Слышим, что всё в порядке и напоминаем, что главный приз, который ждёт победителя уже 2 месяца, шикарный "Порше Кайен"!(аплодисменты, радостные крики) Но вернёмся к нашему участнику, как вы там, ещё не заскучали? (небольшая пауза на ответ)Сейчас скучать точно не придётся! Ведь вам предстоит стать нашим "безбашенным" героем и получить супер-приз прямо в прямом эфире! И вот наше задание. Пострайтесь- у вас были грозные соперники! Итак наш вопрос: есть ли у китайцев нецензурные иероглифы? Можно отвечать по русски... Ваше время пошло , а мы уходим на рекламу

Введите номер городского или мобильного телефона и нажмите кнопку "Отправить". Выбранное вами поздравление будет доставлено в виде входящего звонка на телефон получателя.

Как отправить аудио поздравление?

  • Шаг 1 Выберите из поздравлений на нашем сайте одно, которое Вы хотите отправить близкому человеку на телефон.
  • Шаг 2 Укажите номер телефона получателя поздравления (именинника) и выберите время в которое нужно позвонить. Можно "Прямо сейчас" или "Указать время" - указав день, час и минуту совершения звонка.
  • Шаг 3 Выберите способ оплаты заказа. Можно оплатить через телефон (только для абонентов МТС, Мегафон, Билайн, Теле2), либо же заплатить с банковской карты, Яндекс Деньги или Webmoney. При оплате с карты или электронные платежные системы поздравление обойдется вам дешевле на 10% (отсутствует комиссия мобильного оператора). Нажмите кнопку «Отправить поздравление».
  • Шаг 4 Абонентам МТС, Мегафон, Билайн, Теле2 придет бесплатное входящее сообщение, ответив на которое вы подтверждаете оплату (подробная инструкция будет в СМС). При оплате другим способом вы будете переадресованы на сайт платежной системы.
  • Шаг 5 После оплаты заказа в указанный день и время наша система позвонит получателю и он услышит в трубке выбранное Вами поздравление. Если вы платили с телефона, Вам поступит SMS сообщение, о том что Ваше поздравление успешно доставлено!

Часто задаваемые вопросы:

  • Что происходит, если телефон именинника временно недоступен? Если телефон получателя занят, выключен или он не взял трубку, то наша система будет звонить ему с нарастающим интервалом в течении 3-х дней, пока абонент не возьмет трубку. Вы когда-нибудь не брали трубку в течении 3-х дней?
  • Сколько будет стоит звонок для именинника? Если у именинника бесплатные входящие звонки, то и этот звонок будет абсолютно бесплатен. Для него это обычный входящий вызов. Если абонент в роуминге, то плата только за роуминг и ничего сверху.
  • Я могу отправить поздравление другу в другую страну? Да, поздравление будет доставлено на любой телефон в любую точку мира. Важно верно указать телефон получателя. Номер телефона получателя вводится с кода страны, далее номер мобильного, например, если вы хотите отправить поздравление в Украину, то номер получателя будет начинаться с кода Украины 380
  • Что делать если мне не пришло SMS для оплаты? Такая проблема может быть при загруженности линии вашего оператора в праздники. Выберите способ "Карта / Яндекс Деньги" они работают всегда + получите скидку 10%.
  • По какому времени совершается звонок? Если вы выбрали опцию "Прямо сейчас" робот начнет звонить сразу после получения оплаты. Если указали время, то за 30 секунд до указанной точки. Отправка поздравления осуществляется по местному времени заказчика (отправителя) поздравления.Пример №1: вы находитесь в Новосибирске и указываете время доставки 9.00, отправка поздравления будет в 9.00 по Новосибирску. Если вы в одном часовом поясе думать вообще не надо, просто указать свое местное время.Пример №2: я заказчик из Сочи (тут московское время), хочу поздравить друга в Новосибирске, у нас 4 часа разница, мне нужно, чтобы ему позвонили в 10.00 по Новосибирску, значит я указываю доставку в 10.00 - 4 часа = 6.00 по моему времени.
  • Совет Можно добивать в избранное несколько понравившихся поздравлений нажав на звездочку напротив них и затем выбрать одно из них.
  • Совет Поставьте галочку напротив доставить с моего номера телефона и выберите Путина, полицию или сексуальную блондинку для розыгрышей. Удивление гарантировано! Платить придется с телефона - чтобы подтвердить, что указанный номер Ваш.

Как я могу это использовать?

  • Всегда неожиданный сюрприз. Вспомните, как остро вы реагируете на все новое и оригинальное? Вам звонит сама Пугачева или Владимир Путин. Вау! Насколько приятны эти неожиданные эмоции, как они заряжают энергией и радуют? Поздравление в голосовой форме, на фоне любимой мелодии, голосом знаменитого политика, певца, актера или народного артиста — это всегда приятно и интересно.
  • Способ удивить. Среди огромного выбора самых разных голосовых поздравлений вы сможете найти именно то, которое наверняка понравится юбиляру или имениннику. Вы можете быть наверняка уверены, что этот сюрприз будет особенным и уникальным.
  • Отличное дополнение к любому подарку. Голосовое поздравление может сопровождать вручение подарка имениннику, ведь вы сами определяете точное время отправки сюрприза. Поздравительные слова могут прозвучать в момент провозглашения тоста, когда все приглашенные соберутся вместе чествовать и хвалить юбиляра. В окружении родных такой сюрприз будет воспринят именинником еще лучше.
  • Смешные розыгрыши. Еще одним преимуществом голосового сюрприза является возможность совмещения самого текста поздравления с неожиданным розыгрышем. Юмор — наш спаситель. Он делает жизнь ярче, приятнее и проще. Смех, искренняя улыбка и восторг — это то, что можете получить вы и ваши родные от голосового поздравления. Настоящие и искренние эмоции не часто встречаются в жизни. Дарите их друг другу каждый день!
  • Возможность пошутить или проверить вторую половинку на верность. Отправьте другу или своей второй половинке откровенную запись от противоположного пола и прослушайте на записи что он (она) будут говорить в ответ.
  • Голосовые будильники. Мотивирующий на достижения текст под бодрую музыку с самого утра - это то самое что необходимо для того чтобы развеселить и настроить на победу близкого вам человека перед важной встречей или перед сдачей экзамена.

voice.3d-galleru.ru

Как перестать бояться выступлений в прямом эфире

Инга Лозицкая

Преподаватель ораторского мастерства, лектор-музыковед, музыкальный критик.

Если у вас дома стоит рояль, это совсем не значит, что вы умеете на нём играть. Если у вас есть голос, это не значит, что вы умеете петь. Если вы умеете разговаривать, это не значит, что вы сразу можете выступать перед публикой.

Всему надо учиться.

Чтобы легко и просто, без страха и заикания выступать на публике, нужно практиковаться, нарабатывать навык. Тогда и страх уйдёт, и речь польётся. А чтобы не бояться прямых эфиров, надо почаще выходить в прямые эфиры. Вот такой парадокс. И если вы тщательно подготовитесь к своему выступлению, то и бояться вам будет нечего.

Правда, есть мнение, что специально готовиться к прямому эфиру не надо: покажитесь таким, какой вы есть на самом деле, и вы станете ближе к своим подписчикам. Если это личный блог для родных и друзей — дело ваше, можете делать что душа пожелает.

Но если вы позиционируете себя как профессионала, эксперта в чём-либо, ведёте бизнес в соцсетях, тогда нужно продумывать всё до мелочей, чтобы не отпугнуть потенциальных клиентов и не растерять подписчиков.

Предлагаю чек-лист, который поможет подготовиться к прямому эфиру.

1. Поставьте чёткую цель

Подумайте, о чём вы хотите рассказать, планируете ли к чему-то призвать (купить товар или услугу) или просто показать свою экспертность.

Следуйте своему контент-плану. Выберите тему, близкую к тому, о чём вы в данный момент пишете посты.Понятно, что если вы «здесь и сейчас» решили поделиться тем, что вас окружает (ведёте трансляцию на природе или с мероприятия, на котором находитесь), — это другой вариант. Я сейчас предлагаю разобрать тот случай, когда вы хотите предложить полезный контент, донести информацию как эксперт в своём деле.

Для первых прямых эфиров можете смело брать темы из своих же постов. Посмотрите, что вызвало наибольший отклик у подписчиков, почитайте комментарии. И озвучьте это всё в эфире.

2. Напишите план речи

Продумайте структуру текста (помните про цель). Если вы новичок в ораторском искусстве, то напишите свою речь от начала до конца, со всеми шутками, отступлениями от темы, «экспромтами». Даже то, что вы будете говорить для взаимодействия со слушателями: «Поставьте плюсики», «Согласны со мной?» и тому подобное.

Помните, что вас увидят не только в прямом эфире, но и в записи. Поэтому не надо молча ждать, когда к вам присоединятся зрители. Начинайте говорить сразу, как только вышли в эфир. Поприветствуйте тех, кто будет смотреть вас в записи, и расскажите о чём-то близком к теме эфира. Постарайтесь приветствовать присоединяющихся к вам зрителей спокойно и чётко, не растягивая бесконечное «Приве-е-ет».

Для примера покажу начало моего текста для прямого эфира:

Здравствуйте, дорогие друзья! Приветствую всех, кто смотрит эфир в записи.

Немного подожду, пока присоединятся зрители. А для начала расскажу, кто я и какая сегодня тема.

Итак, меня зовут Инга Лозицкая. Я лектор-музыковед, преподаватель ораторского мастерства. Тема сегодняшнего эфира — «Как подготовиться к публичному выступлению».

К любому выступлению надо готовиться. Обязательно. Мне очень нравится высказывание Марка Твена: «Требуется более трёх недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом».

Неважно, сколько будет длиться ваше выступление — час, 15 минут или 3 минуты. Готовиться надо обязательно.

Ну что ж, я вижу, что к нам уже присоединяются, рада приветствовать вас всех. Здравствуйте!

Друзья мои, помашите мне в комментариях, если меня хорошо видно и слышно. И если всё в порядке, тогда начнём.

Да, спасибо, я вижу, что связь есть. Тогда переходим к делу. Тема, которую сегодня будем разбирать, — «Как подготовиться к публичному выступлению».

3. Отрепетируйте речь

Перескажите всё, что вы написали, много-много раз. Вслух. Очень важно пересказывать громко, со всеми интонационными всплесками, паузами, жестами, мимикой. Репетируйте до тех пор, пока эта речь не станет вам «родной». Должно уйти ощущение, что вы произносите заученный текст.

Повторюсь: когда станете опытным спикером, вам хватит простого плана речи. Пока вы новичок — пишите весь текст полностью.

«Экспромтом» сможете выступать тогда, когда ваш текст «записан на подкорку», когда вы уже выступали на эту тему десятки раз.

4. Продумайте, будете ли отвечать на комментарии

Сможете вернуться к теме, прерванной мысли, если отвлечётесь на вопросы и ответы?

Иногда, особенно во время первых трансляций, можно отключить комментарии (или чат), а зрителям сказать: «Я хочу дать вам максимум информации, поэтому на вопросы отвечать не буду / отключу чат. Всё, что вы хотите узнать по теме, все свои вопросы напишите в комментариях под постом, который выложу сегодня после эфира. Я всем отвечу, а если вопросов будет много, проведу отдельную трансляцию с ответами».

Только не будьте голословны. Проведите максимально полезный прямой эфир, после чего не забудьте выложить пост и ответить на вопросы. Тогда такой шаг, как отключение комментариев, не будет выглядеть бегством от вопросов.

В принципе, если вы владеете своей темой и отрепетировали речь, вопросы вам не страшны. Разве что они могут сильно отвлекать от основной темы, поэтому надо уметь «возвращаться» и говорить то, что запланировали рассказать. Это умение приходит с опытом.

5. Запишите себя на видео

Обратите внимание на то, куда вы смотрите, как улыбаетесь, в каком положении находятся ваши брови. Следите за мимикой.

Делаете ли вы смысловые интонационные акценты или говорите монотонно и усыпляюще? Не мешают ли вам слова-паразиты? Какой у вас темп речи, делаете ли паузы, успеваете ли вдохнуть?

Также на видео посмотрите, что делают ваши руки. Бывают «мусорные» жесты — это почёсывания, подергивание мочки уха, частое касание волос. От этого надо избавляться. Обратите внимание, как в кадре (близко к камере) смотрится активная жестикуляция — иногда руки лучше чуть придержать. Но и превращаться в «говорящую голову» тоже не стоит. Репетируйте, смотрите, ищите свою золотую середину.Записывайте себя на видео и анализируйте, всё ли вас устраивает, вызываете ли вы доверие как эксперт.

6. Продумайте внешний вид

Обычно выступающий виден по пояс или по грудь. Посмотрите заранее, как это будет выглядеть в кадре. Однажды я смотрела прямой эфир, где молодая женщина была в сарафане без лямок, который держался на резиночке над грудью. В кадре она была как раз по эту самую резиночку, и создавалось впечатление, что трансляцию ведёт обнажённая девушка.

Если вы сидите близко к камере и занимаете весь экран крупным планом, тогда лучше не делать пышную причёску, не распускать и не перекидывать вперёд на грудь длинные волосы, не делать яркий макияж.

Вполне возможно, что это красиво, но выглядит в кадре нарочито, слишком искусственно. Особенно если на фоне у вас обои в цветочек, шторы или ковёр — в общем, обыденная домашняя обстановка, в которой вы выглядите инородным телом.

Это касается и внешнего вида мужчин. Когда надевается парадно-выходной или деловой костюм с галстуком, а на фоне… Конечно же, не надо впадать в крайности и выходить в эфир в домашней майке. С интерьером такой внешний вид, возможно, будет гармонировать, но ощущения профессионализма не добавит.

Всегда помните, какой образ вы транслируете зрителям. Если вы позиционируете себя, предположим, как семейного психолога, то откровенный наряд вряд ли повысит доверие зрителей.

7. Обратите внимание на то, что попадает в кадр

Нет ли чего-то ненужного на заднем плане, что может испортить ваш тщательно продуманный образ эксперта. Уберите все лишние вещи: пакеты, посуду, детские игрушки, свисающие провода — всё, что там ещё может быть.

8. Приведите себя в порядок до выхода в эфир

Не надо использовать видеокамеру в качестве зеркала, пока вы ждёте присоединяющихся зрителей. Видела такие эфиры, когда девушки не только поправляли волосы и макияж, но и чистили пальцем зубы.Помните, что если даже в данный момент вас не видят, запись эфира будет доступна подписчикам как минимум ещё 24 часа.

9. Не забудьте протереть камеру

Картинка будет намного ярче и качественнее.

Итак, чтобы избавиться от страха прямого эфира, нужно продумать всё: написать текст, отрепетировать много раз, записать свои репетиции на видео.

Чтобы не бояться выглядеть в кадре некрасиво, скованно, ещё раз повторюсь — говорите, жестикулируйте, отрабатывайте мимику. Вы привыкнете к тексту, себе, своему голосу, своим рукам. Волнение останется, но это нормально. А страх, который сковывает движения и сжимает горло, от которого пересыхает во рту, путаются мысли и трясутся коленки, уйдёт. Правда. Проверено на себе и на моих учениках.

И чем чаще вы будете выходить в эфиры, записывать видео, тем будет легче преодолевать этот страх. И со временем, как бы банально это ни звучало, вы наберётесь опыта и будете легко и свободно общаться с аудиторией.

Читайте также

lifehacker.ru

Свои среди чужих. Говорите, вы в эфире!

15.03.2011 Культура

В столице республики открылась новая местная радиостанция. Подобного в городе не случалось без малого 10 лет. В последние годы наш радиоэфир уверенно занимали раскрученные московские и питерские сетевые станции. Участники рынка предрекают новичкам непростую судьбу.

Теперь «Миллениум» не только мостРадиобизнес - довольно затратное дело. Нужно сначала разработать частоту, придумать концепцию вещания, получить лицензию. Всё это стоит немалых денег, и бизнесмены хотят как можно быстрее эти средства «отбить». Если раньше местные предприниматели проявляли интерес к радиочастотам, то в последнее время своей волной всё чаще обзаводятся сетевые радиостанции и крупные холдинги. Сегодня в Казани насчитывается 21 радиостанция, из которых до последнего времени лишь 4 были местными (две - на русском языке и две - на татарском).

Пару лет назад холдинг «Русская медиагруппа», получив частоту 90.7 FM, запустил там сетевые «Добрые песни», но проект оказался не слишком успешным по всей России. И руководство холдинга приняло решение приостановить вещание в регионах. А на освободившейся волне решили запустить принадлежащее холдингу «Русское радио». Москва поставила перед этим фактом своих казанских партнеров, которые ретранслировали данную станцию на частоте 107.3 FM аж с 1997 года. Местные «радисты» оказались перед выбором - что начать вещать на освободившейся волне. Было много вариантов, но решили остановиться на самом сложном - открыть собственную радиостанцию под названием «Миллениум». Она начала работу с 1 марта.

- В какой город ни приедешь, везде одни и те же станции. Но у столицы Татарстана с ее более чем тысячелетней историей должно быть свое лицо, - считает коммерческий директор «Радио Миллениум» Светлана Валеева. - Нам показалось, что существующих двух местных русскоязычных радиостанций для Казани явно мало. Тем более что впереди у нас такие грандиозные спортивные события, как Универсиада и чемпионат мира по футболу. Казани необходим радиоресурс, который будет грамотно и со всех сторон освещать жизнь города.

В музыкальном плане «Миллениум» пока не предложил своим слушателям ничего оригинального. Чтобы охватить как можно больше аудитории, руководство выбрало в качестве основного направления добротную зарубежную и отечественную попсу. Светлана обещает, что в скором времени кроме музыки казанцы услышат на «Миллениуме» много интересного - собственное утреннее шоу и различные тематические программы. Если судить по первым дням работы станции, интерес к ней со стороны слушателей огромный - люди активно звонят в прямой эфир, участвуют в конкурсах. Остается этот интерес удержать.

Главное - угадать формат

- Местные станции имеют особую прелесть, - уверена редактор русской службы новостей радио «Новый век» Светлана Говорунова, работающая в этом бизнесе уже 15 лет. - Здесь проще дозвониться в прямой эфир, передать привет друзьям, получить полезную информацию, которая касается именно тебя. Однако для многих представителей радиобизнеса проще и дешевле ретранслировать сетевые станции, потому что не надо думать о контенте, самому заполнять эфир.

За последние годы 4 «домашние» радиостанции в Казани прекратили свое существование, их место заняли сетевые. При этом многие ведущие оказались безработными, а местные музыканты лишились площадки для самореализации. Эта ситуация касается не только столицы Татарстана, но и республики в целом. Недавно в Чистополе исчезло единственное местное «Чистопольское радио», просуществовавшее более пяти лет.

- Невозможно создать качественный продукт на муниципальном уровне, - утверждает зам. директора ТРК «Эфир 12 канал» Сергей Погодин. - Если хочешь заработать, на местной радиостанции это сделать очень сложно. Поэтому мы и решили запустить вместо чистопольского - «Русское радио».

В Набережных Челнах когда-то было 3 «домашние» станции, сегодня осталась одна, зато весьма популярная у горожан.

- Просто мы удачно угадали музыкальный формат, - раскрывает секрет успеха генеральный продюсер холдинга «СТВ-медиа» Сергей Романин. - «Брежнев FM» - это ностальгия по 90-м, соответственно, и музыка того времени. Мне кажется, слушателю по большому счету нет разницы, откуда вещает та или иная радиостанция. Не думаю, что из чувства патриотизма он будет настраиваться на местную волну. Если человека устраивает музыкальный формат радиостанции (радио все-таки больше слушают из-за музыки, а не из-за новостей), то все будет нормально.

- В столице Татарстана действительно не хватает местных радиостанций, - считает программный директор «Ретро FM» и «Радио Рекорд» в Казани Марат Давлетшин. - Своя рубашка всегда ближе к телу. Другое дело, что появление любой радиостанции сегодня - дело рисковое. Нужно найти нишу, которая не занята, а это сделать очень сложно. В конце 90-х люди имели право на ошибку. Тогда в FM-диапазонах музыкальных станций было мало и все учились друг у друга. Но сейчас рынок перенасыщен и диктует жесткие условия. Новичкам выжить трудно. 

www.tatpressa.ru